Мельком пролистал - грандиозное произведение!
Нашёл забавное совпадение.
Кручинина пишет:
"О причине отступления русской армии, о «секрете» Николай Борисович Юсупов не мог не знать, связанный перепиской с князем Алексеем Ивановичем Горчаковым, находившимся в Петербурге «на месте военного министра» "
Ильин об Ивакино пишет:
"Во второй четверти XIX века Ивакино и деревня Терехова принадлежали князю Андрею Ивановичу Горчакову. "
Дело в том, что Алексей и Андрей Ивановичи Горчаковы - родные братья. Оба - военные.
Князь Алексе́й Ива́нович Горчако́в (1769−1817) — русский военачальник из рода Горчаковых, племянник и ученик А. В. Суворова, военный министр в 1812-15 гг. Брат генерала Андрея Горчакова.
Биография
Алексей Горчаков был сыном князя Ивана Романовича Горчакова и сестры Александра Суворова. В 1786 году он поступил в армию и служил под началом своего дяди в русско-турецкой войне 1787—1792 годов.
Горчаков отличился в 1789 году под Аккерманом и Бендерами; награждён 14 июня 1789 года орденом Св. Георгия 4-го кл. № 299 («За отличную храбрость, оказанную при атаке крепости Очакова»). В 1790 году он был назначен полковником Азовского полка.
В 1792 году Горчаков участвовал в польской войне, а семь лет спустя находился в швейцарской армии Римского-Корсакова, участвовал и войне с Наполеоном в Польше в 1806—1807 гг., в том числе в сражении при Гейльсберге. Награждён 22 августа 1807 года орденом Св. Георгия 3-го кл. № 167.
«в воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в сражении 24-го мая против французских войск, где, командуя отдельным корпусом, благоразумными распоряжениями явил доказательство опытности и военных познаний, соединенных с отличною неустрашимостию, с коею, атаковав неприятеля при Глотау, опрокинул две колонны, овладел лагерем и Гутштатом и взял в плен 11 офицеров и 462 нижних чина»
Командовал 17-й пехотной дивизией, пока его не сменил в войне со шведами Н. М. Каменский. Вигель писал про Горчакова: «человек добрый, весьма простой, который, будучи племянником Суворова, почитал обязанностию подражать ему в странностях и только что передразнивал его».
Горчаков многократно обвинялся в кражах и хищениях, однако во всех случаях был оправдан. По старшинству чина он заменил Барклая де Толли на посту военного министра в августе 1812 года. В 1815 году комиссия снова обнаружила хищения и злоупотребления и в декабре 1815 года Горчаков был снят с поста военного министра. В 1817 году уволен в отставку.
Умер за границей. Погребён в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Уже после его смерти, в 1827 году дело было закрыто.
Семья
Женат на княжне Варваре Юрьевне Долгоруковой (1778—1828), дочери князя Юрия Владимировича Долгорукова и Екатерины Александровны, урождённой графини Бутурлиной (ум. 1811). У них дочь Лидия (1807—1826) — супруга графа Василия Алексеевича Бобринского
Вскоре после рождения дочери супруги разъехались. «Хотя и жил он розно со своею женою, Варварой Юрьевной, урожденной княжной Долгоруковой, но, по ней будучи племянником Н. И. Салтыкова, на старика также имел большое влияние» (Вигель).
Князь Андре́й Ива́нович Горчако́в (1779, Москва — 1855, Москва) — русский военачальник, племянник и протеже А. В. Суворова, брат А. И. Горчакова, генерал от инфантерии (1819).
Биография
Из княжеского рода Горчаковых, сын князя Ивана Романовича. Двух лет от роду он был записан в гвардию, а в службу был принят 1 января 1793 прапорщиком. В 1797 был уже подполковником гвардии и флигель-адъютантом императора Павла I. Горчаков был отправлен им 12 февраля 1798 в село Кончанское к ссыльному Суворову с предложением приехать в Петербург. Много труда стоило убедить старого фельдмаршала. Будучи посредником между сумасбродным царем и твёрдо стоявшим за свои убеждения полководцем, Горчаков метался между Зимним дворцом и квартирой Хвостова на Крюковом канале, где остановился Суворов, улаживая непрерывно возникавшие конфликты и смягчая ответы фельдмаршала на вопросы Павла I.
В полковники пожалован в апреле 1798. В генерал-майоры произведён 25 марта 1798 с переводом в лейб-гвардии Преображенский полк. Уволен от службы 1 ноября 1798, а 9 января 1799 принят на службу в Военную Коллегию. В Итальянской и Швейцарской кампаниях Суворова участвовал добровольцем. Отличился в сражении при Треббии, за что получил орден Святой Анны 1-й степени с алмазами, и при Нови. За храбрость, оказанную при переходе через Альпы, был пожалован 11 февраля 1800 в генерал-лейтенанты. 8 марта 1800 назначен шефом Невского мушкетерского полка, 17 февраля 1803 — Тамбовского мушкетерского полка. 17 августа 1805 назначен инспектором гарнизонов Московской инспекции, с оставлением шефом полка.
В 1806 сформировал 18-ю пехотную дивизию, с которой принял участие в кампании 1806—1807 гг. Под Фридландом командовал войсками правого фланга и стойко отражал атаки французов. В 1809 г. участвовал в занятии Восточной Галиции. Написал письмо к главнокомандующему австрийской армией эрцгерцогу Фердинанду с поздравлением после победы при Ваграме, в котором выразил желание, чтобы российские и австрийские «храбрые войска были соединены на поле чести», и заявил, что «с нетерпением ожидает времени, когда он мог бы присоединиться с своею дивизией к войскам эрцгерцога». Это письмо было перехвачено французами, и Горчаков по высочайшему повелению был предан военному суду. По докладу генерал-аудиториата император Александр I повелел «отставить его от всех служб, никогда в оные не принимать и воспретить въезд в обе столицы». 29 сентября 1809 Горчаков был уволен со службы.
1 июля 1812 вновь принят на службу и определён состоять по армии, назначен во 2-ю Западную армию. Командовал «авангардным корпусом» армии, — временным формированием, учрежденным 23 июля (27-я пехотная дивизия, сводная гренадерская дивизия и две роты артиллерии).
Отличился при Шевардине. Багратион 24 августа поручил Горчакову труднейшую задачу обороны Шевардинского редута, находившегося на Бородинском поле, в двух верстах перед деревней Семёновской. Здесь было необходимо задержать натиск подходившей французской армии, чтобы дать возможность русским войскам занять избранные для генерального сражения позиции и возвести необходимые полевые укрепления. Горчаков защищал Шевардинский редут с одиннадцатитысячным отрядом против тридцати пяти — сорока тысяч французов. Переходя в яростные контратаки, полки Горчакова отражали всё усиливавшийся натиск противника вплоть до наступления полной темноты, когда по приказу Кутузова отошли к расположению главных сил. Стойкость и героизм, проявленные русскими войсками в этом бою, поразили Наполеона и его солдат.
Находясь 26 августа в «день Бородина» при Багратионе, был тяжело ранен. Подчиненные ему войска — сводная гренадерская дивизия М. С. Воронцова и 27 пехотная дивизия Д. П. Неверовского были возвращены в состав 8-го пехотного корпуса М. М. Бороздина и с честью защищали флеши, почти полностью погибнув в Бородинском сражении. Произошло это «возвращение» «до» или «после» Бородинского сражения является в литературе дискуссионным. Нахождение же А. И. Горчакова «при Багратионе» указывает на определённое недовольство последним действиями А. И. Горчакова в Шевардинском бою.[2][3][4] 20 декабря 1812 А. И. Горчаков получил орден Святого Георгия 3-го класса
«В награду за мужество и храбрость, оказанные в сражении против французских войск 26-го августа при Бородине. »
Из-за полученной раны вынужден был долго лечиться и вернулся в армию в начале 1813.
За отличие в сражении под Лейпцигом получил орден Св. Владимира 1-й ст., прусский король прислал ему знаки ордена Красного орла 1-й ст. В 1814 Горчаков сражался под Бриенном, Ла-Ротьером, Бар-сюр-Обом, 19 марта 1814 — награждён орденом Св. Георгия 2-го кл.
« за отличие при взятии Парижа. »
В 1817 был назначен членом Государственного Совета, 1 января 1819 пожалован в генералы от инфантерии. 14 января 1819 назначен командиром 3-го пехотного корпуса, с 19 февраля 1820 командир 2-го пехотного корпуса. Оставался на службе до 1847 г., затем вышел в отставку. Благодаря прекрасной памяти и богатому личному архиву он служил как бы живой хроникой минувших войн, в которых участвовал. Сын писателя М. Н. Загоскина, видевший Горчакова в 1851 году, писал о нем:
«Старик высокого роста, худой, сутуловатый и белый, как лунь. По старой привычке, он не носил усов, что придавало гладко выбритому морщинистому его лицу сходство с лицом какой-либо почтенной старушки. Князь мог бы быть интересным рассказчиком про былое прожитое им время, но, к сожалению, он редко пускался в разговоры, сидел смирно, глядел сумрачно и приезжал на обеды, вероятно, с целью вкусно и сытно покушать.»
Умер в 1855 году, похоронен в Донском монастыре в Москве (место могилы даже приблизительно не определено).
Был женат на своей двоюродной племяннице Варваре Аркадьевне (1803—1885), вдове Д. Е. Башмакова, дочери А. А. Суворова и Е. А. Нарышкиной. Брак не был счастливым, и они скоро разъехались.
Ильин и другое пишет:
"Во время подготовки и проведения реформы 1861 года Покровское-Ивакино и Терехова принадлежали графу Александру Дмитриевичу Хвостову (умер в 1870 году)."
А тут совсем забавно становится. Дело в том, что у Андрея и Алексея Горчаковых была родная сестра, Аграфена, которая вышла замуж за Дмитрия Ивановича Хвостова, известного рифмоплёта и графомана. Соответственно Александр Дмитриевич Хвостов - родной племянник Андрею Горчакову. Так как у Андрея Горчакова детей не было, Ивакино и Терехово видимо перешли по наследству Александру Хвостову.
Ой, отвлёкся от темы...
Вот что я хотел написать:
Андрей Иванович Горчаков и Николай Борисович Юсупов могли достаточно хорошо знать друг друга и, соседствуя усадьбам, вполне могли наведываться друг к другу в гости.