* * *
В начале октября 1941 г. Совет по эвакуации отдал приказ перебазировать Долгопрудненский авиазавод в Пермь. Директор Н.В. Климовицкий, главный инженер В.К. Таиров, парторг ЦК ВКП(б) В. Егоров и старший военпред А.М. Медведков, обратились к Сталину и Маленкову с просьбой сохранить завод в качестве самостоятельной производственной единицы. Они предложили эвакуировать завод в Ташкент, на базу местного ремонтного завода, обещая в этом случае уже в январе 1942 г. вдвое увеличить программу выпуска боевых самолетов. Однако никакой реакции на это обращение не последовало.
Завод был эвакуирован в Пермь. В Долгопрудном из 256 станков осталось 92, количество рабочих сократилась с почти трех тысяч до 558 человек. По заданию районного комитета партии началась работа по укреплению обороноспособности Краснополянского района. В Долгопрудном приступили к изготовлению металлических противотанковых «ежей».
Из коллектива Долгопрудненского завода в истребительном батальоне при 4-ой Московской стрелковой дивизии была организована рота добровольцев — 144 человека. В ней воевали П. Рогов — председатель завкома, И. Смелов — зам. секретаря комитета ВЛКСМ, инженер Н. Сергеев, В.А. Хайков, П.П. Полежаев, П.С. Симонов, И.А. Гвоздев, А.В. Лустин, И.Ф. Орлин, А.Г. Санталов и многие другие.
Директор завода 207 Николай Вениаминович Климовицкий был призван на фронт 26 октября 1941 г. В августе ему было присвоено звание инженера-полковника. Был награжден Орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Заводчане участвовали в боях под Москвой, в Калининской и Смоленской областях, на Курской дуге, освобождали города и села Украины, с тяжелыми боями преодолевали перевалы Карпат, освобождали города Польши, Чехословакии. Венгрии. Много добровольцев-заводчан сложили свои головы на заснеженных полях Подмосковья, в лесах Смоленщины, на равнинах Курской и Харьковской областей, на землях Польши, Чехословакии, Венгрии, Австрии.
Партийная организация совместно с Краснополянским РК ВКП(б) проводила подготовительную работу на случай оккупации района. Был создан подпольный райком ВКП(б), организованы два партизанских отряда и несколько подпольных групп. Райком и партизанский штаб расположились в санатории в Виноградово.
Командиром одного партизанского отряда назначили старого большевика, участника гражданской войны, начальника цеха Долгопрудненского завода Александра Васильевича Кондакова, комиссаром — заведующего военным отделом Краснополянского РК ВКП(б) Тимофея Ивановича Гаврилова. Группами и в одиночку партизаны направлялись в тыл врага и в прифронтовые пункты, устанавливали связь с населением, информировали их о положении на фронте, устраняли панику и оказывали помощь бежавшим с оккупированной территории женщинам и детям.
На заводе № 207 была сформирована диверсионная группа, в состав которой вошли заместитель секретаря парткома Долгопрудненского завода Александр Васильевич Барынин — командир отряда, Иван Петрович Тятькин — зам. командира отряда, Михаил Дмитриевич Ампольский, Александр Егорович Сергеев, Владимир Алексеевич Уланов, Константин Никандрович Илюхов, Федор Михайлович Илюхов, Иван Семенович Силантьев, Федор Иванович Кубраков, И.Е. Локтюхов, С.А. Трофимов, А. Сулейманов, комсомольцы Дмитрий Петрович Батуров и И. Кручинин. В случае оккупации района в задачу диверсионных групп входило уничтожение завода 207, энергетических источников, водопроводных станций и коммуникаций, телефонной связи.
Несмотря на близость фронта и налеты вражеской авиации, жизнь в Долгопрудном шла своим чередом: работали магазины, не было перебоев в снабжении хлебом, работал радиоузел, телефонная связь. В Доме культуры ежедневно показывали кинокартины, проводились концерты с участием известных артистов. Непосредственными организаторами культурных мероприятий были директор В.А. Трубин и администратор А.В. Потемкин.
В первой половине декабря 1941 г. Краснополянский район был освобожден, линия фронта значительно отодвинута, непосредственная угроза заводу и поселку Долгопрудному миновала.
* * *
В середине декабря 1941 г. на заводе прошло партийное собрание, на котором постановили: для оказания непосредственной помощи фронту организовать производство боевой продукции. Инженеру С.А. Трофимову было поручено выехать в Москву в наркомат боеприпасов на предмет определения номенклатуры и заключения договора. Наркомат одобрил это предложение, определил вид боевой продукции — противотанковые мины, выдал чертежи, технологию и необходимый металл. За период январь-март 1942 г. на заводе было изготовлено свыше пятидесяти тысяч противотанковых мин.
Уже в октябре 1941 г. на площадке завода № 207 были образованы Ремонтные мастерские. Их директором был назначен Михаил Петрович Озимков. Поначалу мастерские специализировались на ремонте самолётов Ил-2. По инициативе А.В. Барынина, С.А. Трофимова, М.Д. Ампольского, Деянова и с привлечением технологов М.Е. Маркиной, С.В. Маркина и других был восстановлен не подлежащий эвакуации гидравлический шестисоттонный пресс, на котором было налажено изготовление деталей для самолета Ил-2.
Позже завод начал проводить все виды ремонта поступающих с фронта самолетов истребительной авиации: И-153, И-16, Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3. Общее число отремонтированных самолетов и тем более каждого типа самолета, к сожалению, не известно.
Рабочие трудились в крайне тяжёлых условиях. Зимой 1941/42 г. стояли сильные морозы, цеха не отапливались. Единственными источниками тепла служили железные бочки, в которых жгли производственные отходы. В процессе ремонта все тяжелые грузоподъемные работы выполнялись с помощью передвижных подъемных кранов с ручным приводом. Несмотря на все трудности, рабочие трудились с большим патриотическим подъемом под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!».
Каждый поступающий для ремонта самолет осматривали специалисты, определяли объем работ, необходимость замены узлов, агрегатов сборочных единиц, составлялся техпроцесс ремонта. Затем шла разборка, ремонт или замена составных частей самолета. Работы заканчивались в сборочно-ремонтном цехе, начальником которого в то время был А.Н. Кочергин.
Большая нагрузка по ремонту приходилась на винтомоторную группу, где старшим мастером был М. Булгаков, бригадирами и рабочими — С. Зеленов, М. Лабзов, А. Любавин, П. Поваров, Кривошеин, Г. Соловьев, Пичугин. Существенную помощь в ремонте оказывали учащиеся ремесленного училища РУ-45, которые практически работали на равных с кадровыми специалистами. Это В. Узлов, В. Кротов, Гераськин и другие.
История сохранила фамилии тех, кто своим трудом приближал Победу. Медники — Б.П. Леонов, В.К. Кузнецов, М.Н. Гольцов, Т.Ф. Карасев, И.Г. Фролов, В.И. Шкода, Одасько, В.У. Дергачев. Слесари — П.К. Битюков, А.Ф. Аверьянов, Ю.И. Жиганов, И. Питуркин, А.А. Захаров, Н.П. Королев, В.М. Рудников, М.С. Коновалов, В.И. Суханов, Евлампиев, Б.Н. Виноградов. Работники механических цехов (5, 3, 11) — СВ. Токари — М. Ачапкин и С.Ф. Рамазин, нач. БЦК И.Ф. Кулагин. Слесари-сборщики — A.M. Бушуев, Н.И. Сорокин, А.В. Медведев, В.Ф. Широкан, А.К. Бобылев, Н.И. Барятинский, Н. Немытов, П.П. Пичугин, П.П. Ферапонтов, И.А. Фертов, В.А. Хайков, П.С. Биценко, П. Тимофеев, В.М. Сморжевский, В.Д. Болотов. В.М. Рудников, С.Ф. Ромазин.
В апреле 1942 г. ремонтный завод в Долгопрудном получил наименование «завод № 462». Вскоре в Долгопрудный стали возвращаться из Перми эвакуированные рабочие и специалисты. Завод начал расти, оснащаться оборудованием. Однако трудности военного времени давали о себе знать. Не хватало электроэнергии на производство, в жилом посёлке было тяжелое положение с продовольственным снабжением, среди рабочих имели место заболевания дистрофией.
На одном из заседаний партийного бюро завода было принято решение запастись топливом силами работников. Председатель исполкома райсовета Николай Никифорович Ширяев выделил участок для заготовки дров в лесном массиве около поселка Красная Поляна, а секретарь райкома Петр Александрович Латышев оказал помощь — предоставил железнодорожный транспорт для вывоза дров. Партийное бюро также приняло решение для обеспечения рабочих дополнительными продуктами и питанием организовать при заводе отдел рабочего снабжения и подсобное хозяйство. Организация ОРСа была поручена И.П. Тятькину и Г.С. Бирюкову, которые проявили большую инициативу по укомплектованию хозяйства почвообрабатывающими механизмами, тягловой силой и особенно посевным материалом. Для приобретения семян использовали все возможности: посылали людей в разные районы областей, выменивали на все, что могли, буквально по чайной ложке собирали семена. И здесь была оказана большая помощь бывшего начальника райотдела милиции А. А. Иванова, дававшего пропуска на право проезда в другие районы областей. Это позволило весной 1943 г. успешно провести весенние полевые работы и собрать хороший урожай. В столовую стало больше поступать картофеля, овощей, молока. Завод оказывал и помощь в развитии индивидуальных огородов, рабочим выделяли земельные участки и помогали их вспахивать.
В целях повышения стимула социалистического соревнования совместным решением директора, партийной и профсоюзной организаций было учреждено переходящее Красное Знамя завода. Его присуждали цехам, занявшим первое место в социалистическом соревновании, а в порядке поощрений выделяли бесплатно автомашины, обеспечивали пропусками для поездки в другие области и районы для приобретения продуктов питания. Отдельных передовиков производства премировали по 1-2 кг картофеля или талонами дополнительного питания в столовой, выдавали ордера на промтовары.