Автор Тема: Выходит, Собин – не Собин?  (Прочитано 19163 раз)

Оффлайн Алексей Белокрыс

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля
Выходит, Собин – не Собин?
« : 05 Января 2018, 04:51:20 »
Век живи – век учись. Полез я случайно в Википедию и обнаружил, что Герой Советского Союза, в честь которого названа известная наша площадь, – не Собин, а Собинá. Василий Васильевич Собина.

Если так, то и площадь должна быть "[имени] Собины", с ударением на последний слог.

Вот и бюст на его родине:



Отлично видна фамилия.

С другой стороны, во всех наградных документах – Собин. Здесь, например:



И в довоенных документах НКВД он тоже числился как Собин. Кстати, вместе с ещё несколькими сотнями заводчан 17-летний ученик лекальщика и будущий Герой Советского Союза проходил по разряду "лиц, на которых имеются компрометирующие сведения": происхождение родителей подкачало.

Могли они все ошибаться – чекисты, потом военные? Да, могли. Запросто коверкали фамилии, и годами шли фамилии за людьми, а те не всегда и возражали: кому охота с государством лишний раз спорить и вообще дело иметь, особенно если у него на тебя "компромат"? Были и такие, кто значения не придавал: люди совсем недавно вышли из бесфамильного крестьянства, где жили с уличными прозвищами, которые то так, то этак склонялись. Хоть горшком называй, только в печь не ставь.

Но всё же, если была допущена ошибка в названии площади, то как же родственники? Они-то жили-здравствовали ещё долго, и мать, и сёстры. Почему не поправили? Да ведь могли им сказать: память героя увековечена, площадь и школа названы, таблички все повешены, даже именная электричка пущена, статьи в газетах напечатаны, деньги бюджетные потрачены (!), так какого рожна вам ещё надобно? Подумаешь, буква?! Грех жаловаться!

Совершенно ясно, что затевать сейчас историю с переименованием бессмысленно: настолько это неправильное название (если оно неправильное) вошло в обиход, приросло к месту. Опять же: таблички, бланки и т. п. – всё менять? Это ж какие расходы-то?! Но всё равно обидно как-то. Двусмысленность остаётся. В довершение всего, на Белгородчине, где похоронен Собина, наш город называют "Долгопруднинск" (см. "Историческую справку на объект культурного наследия регионального значения: «Могила Героя Советского Союза Собина Василия Васильевича, погибшего в боях с фашистскими захватчиками в 1944 г.»"). "Взаимность", однако!

И, раз уж зашёл такой разговор, то вот об этой известной фотографии пару слов:

.

На ней четыре ордена, в том числе орден Ленина (второй справа на снимке), и медаль "Золотая Звезда". Двух последних наград быть не должно: их вручали при присвоении звания Героя Советского Союза, а его Василий Собин (Собина) получил посмертно. Он умер от ран 8 февраля 1944 года – на следующий день после того воздушного боя, за который и был представлен к награде, а соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР сильно запоздал и вышел лишь спустя шесть месяцев – в августе. Понятно, что надеть ещё не присвоенные орден и звезду при жизни было никак не нельзя. Три других ордена – Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды – вполне реальные.

Я рад бы ошибиться, но здесь, видимо, один из многочисленных случаев "исторического фотомонтажа": кто-то услужливо добавил несуществующие награды позже. Дело было обычное. Из книг и журналов исчезали портреты "врагов народа", а если на снимках они присутствовали не одни, то удалялись при помощи ретуши. Раз так, то почему бы, наоборот, не пририсовать орден и медаль – чтоб герой выглядел по-настоящему, по-геройски?

Жаль, что даже в таких делах, где подвиг и смерть, – годами и десятилетиями живут неточности и неряшливость, ошибки и прямые фальсификации, как с этим фото.

Может быть, родственники Василия есть? Могли бы разъяснить с фамилией.

Оффлайн Мартынов Сергей

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 460
    • Просмотр профиля
    • Энциклопедия Долгопрудного
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #1 : 05 Января 2018, 11:55:23 »
Вот это засада, да еще на самом видном месте!
Сколько статей про него написано - и никто из авторов не заметил этой досадной ошибки с фамилией.
Мне даже в голову не приходило проверить известные с самого рождения и вроде бы незыблемые факты.
А сколько еще таких "открытий чудных" находится у нас буквально под носом?  :-[

Буду думать, как и где это сформулировать в ЭД.

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
    • Просмотр профиля
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #2 : 05 Января 2018, 12:24:29 »
Долгопруднинск позабавил))))
Да, площадь Собины как-то не выговаривается совсем. Думаю, что местные власти руководствовались военными документами и справками, ведь для увековечивания имени нужны подтверждающие документы, а там написано - Собин. А на родине, наверно,  знали и так что он - Собина.
С фото наверняка фотомонтаж, но это тоже дело понятное. Я так иногда делаю в ателье для Бессмертного полка - фоточка старая, ордена на ней нет, а очень хочется его видеть, вот и монтируем. Наверно хотели показать героя при полном параде, а получился исторический ляп.
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн Алексей Белокрыс

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #3 : 05 Января 2018, 14:47:50 »
Буду думать, как и где это сформулировать в ЭД.

Ну, здесь всё может быть не так просто. Надо ещё посмотреть, откуда они там взяли, что он Собина, как на бюсте написано? Из каких источников?

И вообще, что такое настоящая фамилия? Если человек с такой фамилией родился, прожил и умер, то именно она, видимо, и есть настоящая? Тут надо смотреть запись о рождении, удостоверение личности, другие личные документы.

Кстати, где-то утверждают, будто фамилия Собина не склоняется, хотя по всем правилам русского языка – должна. У белгородцев даже в пределах одного документа (та же самая "Историческая справка...") то склоняется, то нет. Улица в Алексеевке, носящая его имя, на картах и в документах – "ул. Василия Собины", стало быть, склоняется. Сами они там толком не понимают про эту фамилию.

Словом, есть над чем подумать. Только вот есть ли смысл? Может, пусть уж оно всё остаётся, как есть?

Ну и в завершение: пишут, что 5-й школе в своё время присвоили имя Героя. Больше она его не носит. Официальное полное наименование – "Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного физико-математический лицей № 5". Нет в нём ни Собина, ни Собины.

Оффлайн Алексей Белокрыс

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #4 : 05 Января 2018, 14:51:57 »
Кстати, а когда именно площадь была так названа? И как называлась до этого?

Оффлайн Мартынов Сергей

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 460
    • Просмотр профиля
    • Энциклопедия Долгопрудного
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #5 : 05 Января 2018, 15:33:17 »
У меня зафиксировано (без указания источника), что площадь носит имя Собина с мая 1968 года.

Оффлайн Алексей Белокрыс

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #6 : 05 Января 2018, 17:12:21 »
У меня зафиксировано (без указания источника), что площадь носит имя Собина с мая 1968 года.


А неправильно. Как минимум в 1967 году уже называлась. Газетка соответствующая имеется.  :)

Оффлайн Алексей Белокрыс

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #7 : 05 Января 2018, 18:30:31 »
У меня зафиксировано (без указания источника), что площадь носит имя Собина с мая 1968 года.


А неправильно. Как минимум в 1967 году уже называлась. Газетка соответствующая имеется.  :)


Да, так: в промежутке между началом апреля и началом июня 1967-го года. В принципе, несложно залезть в архив и отыскать то самое решение горисполкома, но я этим точно заниматься не стану.

До этого площадь была безымянной и звалась просто "площадь у ДК". Или не звалась никак: пятак себе и пятак. Были разные варианты, из известных мне – Юбилейная (год 50-летия революции) и Железнякова. Но кто-то придумал Собина.

Не имела имени и площадка у станции, неофициально называвшаяся Привокзальной. Её как раз недавно благоустроили: появился разворотный круг, "силами общественности" был заложен сквер, который впоследствии благополучно исчез, работал киоск с книгами-газетами. Стояло там и справочное бюро: приезжий, сойдя с электрички, мог тут же получить координаты нужного ему учреждения или жителя.

Но, кажется, этот участок так и остался без именной таблички.

Оффлайн Мартынов Сергей

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 460
    • Просмотр профиля
    • Энциклопедия Долгопрудного
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #8 : 05 Января 2018, 19:18:20 »
Алексей, значит уточненная дата наименования площади Собина - апрель-июнь 1967 года?
Тогда почти наверняка это май - ко Дню Победы.

Оффлайн Алексей Белокрыс

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #9 : 05 Января 2018, 19:21:36 »
Алексей, значит уточненная дата наименования площади Собина - апрель-июнь 1967 года?
Тогда почти наверняка это май - ко Дню Победы.


Так. Между 9 апреля и 6 июня 1967 года. Могли и к Первомаю приурочить. В таком узком диапазоне решение несложно отыскать.

Оффлайн Мартынов Сергей

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 460
    • Просмотр профиля
    • Энциклопедия Долгопрудного
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #10 : 05 Января 2018, 20:26:35 »
Спасибо, отмечу у себя.

Оффлайн Анатолий Москвин

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 193
    • Просмотр профиля

Оффлайн AEI

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 135
    • Просмотр профиля
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #12 : 06 Января 2018, 00:23:59 »
Пятая школа именем Собина не называлась, но в ней был музей Собина.  Тогдашний зам.по воспитательной работе Сидорова Людмила Александровна (работает и сейчас) переписывалась с сестрой Собина.

Оффлайн Алексей Белокрыс

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #13 : 06 Января 2018, 00:38:30 »
Пятая школа именем Собина не называлась, но в ней был музей Собина.  Тогдашний зам.по воспитательной работе Сидорова Людмила Александровна (работает и сейчас) переписывалась с сестрой Собина.

Я не настаиваю. Но писали о "5-ой Долгопрудненской школе, носящей имя героя". Больше того, встречалось мне и утверждение, что именно эту школу он окончил.

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
    • Просмотр профиля
Re: Выходит, Собин – не Собин?
« Ответ #14 : 06 Января 2018, 01:01:41 »
Может быть стоит обратиться к Людмиле Александровне, а через нее к родственникам для разъяснения вопроса?
Кто ищет, тот найдет!