Автор Тема: Лихачево. Историческая справка.  (Прочитано 22051 раз)

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 808
    • Просмотр профиля
Лихачево. Историческая справка.
« : 02 Апреля 2016, 23:26:09 »
Для выступления на чествовании трудовой династии Спиридоновых из села Лихачево меня попросили подготовить историческую справку. Поскольку я не спец в этом "углу" :) пришлось покопаться в наших закромах и сделать выжимку.  Вот что у меня получилось.  На ювелирную точность не претендую, но если заметите неточности, напишите пожалуйста.




1678  - вотчина Псково-Печерского монастыря, 9 дворов.
1763 – владение Коллегии экономии
1852 - владение Окружного Управления. 20 дворов, жителей 114
1862 - казенное сельцо при прудах, 18 дворов, жителей 140
1877  - сельцо. 26 деревянных домов, жителей 119 (4 грамотных), питейный дом, лошадей 15, коров 10, мелкого скота 26.
1884  - 1 слесарное и 1 медное заведение, дворов 22, 132 души.
1890  - 166 душ
1898  –  земское училище
1904  - фанеро-пильный завод
1912 - 42 двора, земское училище на 40 учеников и чайная лавка.


Лихачево. Историческая справка.

На самом деле нам не так много известно о  каких-то ярких исторических событиях связанных с развитием этой местности. Но точно можно утверждать на основании имеющихся документов, что Лихачево никогда не принадлежало конкретному человеку. Во всяком случае мы не обнаружили таких фактов в отличие от соседних поселений как например Гнилуши и Старбеево.
Первый найденный на сегодняшний день документ датируется 1678 годом, когда Лихачево было вотчиной - владением Псковского Печерского монастыря и состояло из 9 дворов.
Однако стоит обратить внимание, что название деревни было Монашино, Лихачево тож., то есть тоже.
Скорее всего название Монашино появилось и связано именно с  долгой принадлежностью села монастырю. С крестьян собирался хлеб для монахов, приезжающих в Москву по делам монастыря из Пскова , а также сено с двух пустошей для монастырских лошадей. Служители проживали в Москве и в самом Лихачево для охранения своей вотчины.
Немного подробностей о монастыре.
Приграничное положение обители и натиски на псковскую землю  привели  к тому, что Псково-Печерский монастырь  в то время постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.  Монастырская летопись повествует о  чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к  этой обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”. Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.
Вот такие монахи владели Лихачево .
В дальнейшем название Монашено в документах часто искажалось и встречалось  как Манашино или Манихино, хотя это могла быть простая описка. Однако наименование Лихачево всегда присутствовало рядом.
Существует  версия, что в Лихачево проживали крестьяне, занимающиеся извозом, т.е. перевозкой на лошадях грузов и людей. Мужчины так ловко и быстро управляли своими повозками, что их часто называли лихачами и именно поэтому и получил свое название данный населенный пункт. Но это всего лишь версия.
По другой версии считается,  что тут жили  "лихие", т.е. не совсем порядочные люди, которые не всегда честно и правильно занимались добычей средств для пропитания. Название Манихино также попадает под эту версию и означает обман. Однако, это тоже только версия.
Позднее Лихачево упоминается как сельцо расположенное в 16 верстах от Москвы по Рогачевской дороге, приписанное к различным казенным ведомствам.
Храма в сельце не существовало. Ходили на богослужения в Георгиевскую церковь в деревне Гнилуши.
 В 1898 году открыто земское училище,  преподают учительница - Елизавета Васильевна Грибкова и законоучитель - священник Николай Васильевич Докучаев. В школу ходили дети из Лихачева, Гнилуши, Терехово, Старбеево.
После Октябрьских событий 1917 года, в годы коллективизации, сельцо Лихачево, объединившись с расположенными рядом селами и деревнями, стало вести вместе с ними общее хозяйство, создав, таким образом, один крупный колхоз.
В годы строительства канала Москва-Волга на территории Лихачево, было построено много бараков для заключенных - строителей канала.
В 1935 году управление строительством канала имени Москвы передало поселковому совету Дирижаблестроя здание больницы в поселке Лихачево. Здание больницы было капитально отремонтировано и переоборудовано для размещения в нем трех отделений больницы по 25 коек: хирургического, терапевтического и акушеро-гинекологического.
Известно, что в ноябре-декабре 1941 года по Лихачёвскому тракту, через деревню, двигались войска Красной Армии, чтобы начать наступление в районе Красной Поляны.
Впоследствии село Лихачево, объединившись с рядом расположенными населенными пунктами, образовали большое коллективное хозяйство. Лихачево стало его центром, рабочим поселком. А в октябре 1957 года вместе с другими окрестностями вошел в черту города Долгопрудный.


Алексей, использовала в показе несколько документов из твоей лекции о школе  и во всеуслышание объявила автора) Спасибо!
Игорь, теперь возьмусь за Мысово, если еще не поздно)
« Последнее редактирование: 11 Апреля 2016, 19:48:10 от Илона В. »
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн AEI

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 135
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #1 : 03 Апреля 2016, 00:27:55 »

В 1884 году в селе появляется земское училище, а так же слесарное и медное заведение.
 В 1890 году в школе земского училища  преподает учительница - Елизавета Васильевна Грибкова и законоучитель - священник Николай Васильевич Докучаев.

Не было в 1884 году в Лихачеве никакого училища. В 1874 году открыли земское училище в ЛиГачеве (в районе Фирсановки).
Грибкова и Докучаев преподавали с 1898 года (а не с 1890, когда училища ещё не было).
В школе земского училища - тавтология какая-то.
В дореволюционный период училось максимум 40 детей, до 70 дошло только в 1920-х годах.
Кстати, в 1911-14 годах училище перевели в посёлок Николаевский, т.к. здание пришло в ветхость, а другого подходящего дома в деревне не нашлось. В 1914 году для училища построили каменное здание

Оффлайн AEI

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 135
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #2 : 03 Апреля 2016, 00:40:09 »
Лихачево и Гнилуши относились к приходу Петропавловской церкви села Петровское-Лобаново. Докучаев, законоучитель Лихачёвского училища, был священником этой церкви.
« Последнее редактирование: 03 Апреля 2016, 00:43:14 от AEI »

Оффлайн AEI

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 135
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #3 : 03 Апреля 2016, 01:02:03 »
В 1954 году Лихачевский сельсовет был присоединен к Котовскому сельсовету

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 808
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #4 : 03 Апреля 2016, 12:54:49 »

В 1884 году в селе появляется земское училище, а так же слесарное и медное заведение.
 В 1890 году в школе земского училища  преподает учительница - Елизавета Васильевна Грибкова и законоучитель - священник Николай Васильевич Докучаев.

Не было в 1884 году в Лихачеве никакого училища. В 1874 году открыли земское училище в ЛиГачеве (в районе Фирсановки).
Грибкова и Докучаев преподавали с 1898 года (а не с 1890, когда училища ещё не было).
В школе земского училища - тавтология какая-то.
В дореволюционный период училось максимум 40 детей, до 70 дошло только в 1920-х годах.
Кстати, в 1911-14 годах училище перевели в посёлок Николаевский, т.к. здание пришло в ветхость, а другого подходящего дома в деревне не нашлось. В 1914 году для училища построили каменное здание



Ой, Алексей, ты же мне про это как раз говорил и в печатной версии, которую зачитывала,  я это вычеркнула в перечислении по годам и в тексте, а  тут забыла поправить. Естественно, что пользовалась информацией из ЭД. Там в документе за 1884 год и написано про открытие школы. Думаю надо поправить там иначе ошибка так и будет кочевать из документа в документ.
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 808
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #5 : 03 Апреля 2016, 13:51:13 »
Лихачево и Гнилуши относились к приходу Петропавловской церкви села Петровское-Лобаново. Докучаев, законоучитель Лихачёвского училища, был священником этой церкви.

а какие года имеются в виду?
Алексей. а есть ли портреты Докучаева и Грибковой?
« Последнее редактирование: 03 Апреля 2016, 13:55:09 от Илона В. »
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн AEI

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 135
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #6 : 03 Апреля 2016, 14:09:22 »
В 1890х-1900х годах точно.
Фотографий Грибковой и Докучаева нет.
В интернете видел фотографию учителя Ивана Михайловича Кабацкова, сменившего Грибкову.

Оффлайн Мартынов Сергей

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 460
    • Просмотр профиля
    • Энциклопедия Долгопрудного
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #7 : 03 Апреля 2016, 19:01:52 »

Описание Московского уезда
Москва, 1884г.


6-ой стан, 1-ый уряд, Черкизовская волость, сельцо Лихачево (Монашино). При Рогачевском тракте, от Химской станции Николаевской железной дороги - 4,5 версты. Земское училище, 1 слесарное и 1 медное заведение, дворов 22, мужских 73 и женских 59 душ.

Действительно, эта запись сильно контрастирует на фоне остальных: училище, слесарное и медное заведение - были ли таковые в Лихачево? Это ошибка в книге и описание другого места?
Удалить этот фрагмент из подборки?

Давайте держать совет: что будем делать?

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 808
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #8 : 03 Апреля 2016, 19:04:06 »
Я думаю надо красным вставить информацию, что это скорее всего ошибка в документе, а школа была открыта в Лигачево.
Алексей точно говорит, проверял)
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн Мартынов Сергей

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 460
    • Просмотр профиля
    • Энциклопедия Долгопрудного
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #9 : 03 Апреля 2016, 19:06:03 »
ОК, но подожду мнения Алексея. Нужна точная формулировка.

Оффлайн AEI

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 135
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #10 : 03 Апреля 2016, 20:09:14 »
И Лигачево, и Лихачево находились в одной Черкизовской волости. По описанию "При Рогачевском тракте, от Химской станции Николаевской железной дороги - 4,5 версты. "
явно Лихачево.
Насчёт слесарного и медного заведений - не знаю, но училища точно не было.
В 1893 году был 31 двор.

Оффлайн Мартынов Сергей

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 460
    • Просмотр профиля
    • Энциклопедия Долгопрудного
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #11 : 05 Апреля 2016, 19:15:49 »
Внес примечание от имени Алексея:
http://dolgoprud.org/doc/?book=2&page=409

Оффлайн AEI

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 135
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #12 : 05 Апреля 2016, 19:42:26 »
Географически описано Лихачёво, количество жителей тоже реальное, только с училищем напутано.

Оффлайн Мартынов Сергей

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 460
    • Просмотр профиля
    • Энциклопедия Долгопрудного
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #13 : 05 Апреля 2016, 19:48:28 »
Меня еще напрягают слесарное и медное заведения.

Оффлайн AEI

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 135
    • Просмотр профиля
Re: Лихачево. Историческая справка.
« Ответ #14 : 10 Апреля 2016, 14:34:01 »
Прошу редактировать примечание:
Возможно, часть приведенных здесь сведений относится к селу Лигачево Черкизовской волости, где было земское училище, т.к. училища в Лихачево в то время не было, оно открылось только в 1898 году