Для альманаха "Лига культуры", с которым ЛИТО "Клязьма" планирует наладить тесный творческий контакт, я подготовила статью про хутор Чернецово. Выбор материал обусловлен тем, что номер, в который я его даю, будет посвящён юбилею Сергия Радонежского - вот и поскребла по сусекам, каким боком можно было бы "вклиниться" в концепцию этого издания. На самом деле альманах интересный, эклектичный, хотя и малотиражный. Скорее, научно-популярный или просветительский, не литературный. Краеведение там вполне в тему. Надеюсь, они со временем раскрутятся. Если кто-то из краеведов захочет там что-либо опубликовать, буду рада поделиться контактами.
В общем, перед отправкой в редакцию предлагаю на суд общественности текст своего обзора.
Подворье Ивановского монастыря и храм Сергия Радонежского на хуторе Чернецово
В 1891 году Московский Ивановский женский монастырь, располагавшийся в центре Москвы на Солянке, получил от Московской казённой палаты в своё владение 107 десятин земли пустоши Чернецово (Чернцово) – лесной участок в Московском уезде Троицкой волости. Там, на неосвоенной территории, был основан монастырский хутор. Первой его настоятельницей стала игуменья Сергия (Смирнова).
С 1907 года хутором формально руководила основательница церковно-приходской школы матушка Епифания (в миру – Елизавета Дмитриевна Митюшина, вдова из купеческого сословия), но до революции и некоторое время после неё она продолжала жить в Москве и приезжала лишь время от времени, чтобы проверить хозяйственные дела. Непосредственное управление хозяйством по уставу было возложено на старшую монахиню, живущую на хуторе постоянно. В послереволюцинные годы это была матушка Татьяна (Абросимова), после её смерти – матушка Елена (Климашина).
В 1892 году в Чернецово началось возведение храма Сергия Радонежского по проекту гражданского инженера Н.В. Султанова. Строительство велось на добровольные пожертвования. Савёловская железная дорога на тот момент ещё не была построена, поэтому ближайшей к Чернецово железнодорожной станцией была станция Химки.
«16 июля [1893 года] на хуторе Ивановского девичьего монастыря, в Московском уезде, в 6 верстах от станции Химки Николаевской железной дороги, состоялось торжественное освящение вновь сооружённого храма, посвященного святому Преподобному Сергию, Чудотворцу Радонежскому. По этому торжественному случаю сюда прибыл управляющий Московской митрополией преосвященный отец Александр – епископ Дмитровский, архимандрит Троице-Сергиевской лавры отец Никон, казначей лаврского скита отец Иларий и священники Ивановского монастыря: Лебедев и Рождественский», – сообщали «Московские епархиальные ведомости» .
Деревянный храм Сергия Радонежского стоял на каменном фундаменте. Крыша была покрыта листовым железом в закрой и окрашена в шашечку, её украшали две главки с золочеными крестами. Вход начинался с крытой железом паперти, над которой находилась звонница на деревянных колонках с решётками и подшивным потолком, с деревянными площадками с поручнями. Стены были выкрашены масляной краской, полы – дощатые. Накатные потолки с отбивкой были выкрашены олифой, в средней части покрыты по стропилам досками и по ним – тёсом по войлоку.
В трёх выступах храма были устроены хоры, а в четвёртом помещался резной дубовый иконостас, писанный сёстрами Ивановского монастыря. В алтаре хранились частички мощей святых Сергея Радонежского и Иоанна Предтечи.
Помимо здания церкви монастырский комплекс включал в себя келии сестёр и хозяйственные постройки. На хуторе была построена и 5 октября 1895 года начала свою работу одноклассная церковно-приходская школа. Её здание состояло из нескольких отдельных комнат, расположенных по обе стороны вдоль длинного коридора – большая классная комната, рукодельная, спальня, столовая, две комнаты для учительниц и две комнаты для живущих при школе послушниц, сени и кухня с плитой.
Заведующими школой и попечителями на протяжении всего времени её существования состояли игуменьи монастыря. Первой руководительницей школы была назначена матушка Анатолия (Абросимова) . Почти все монахини, проживавшие на хуторе, происходили из крестьянских семей и были по большей части неграмотны или малограмотны. И лишь две из них имели специальное педагогическое образование. Матушка Анатолия (в миру – Зинаида Алексеевна Русанова), родом из Рязанской губернии, окончила епархиальное училище со званием учительницы, имела большой опыт работы и награды за успешную педагогическую деятельность. Мария Евминиевна Лазаркевич была родом из Каменец-Подольской губернии, и тоже окончила епархиальное училище.
В хуторской школе обучались сироты-воспитанницы монастыря и девочки из близлежащих селений. Среднее число учащихся составляло 20-30 человек. Школа содержалась исключительно на монастырские средства. Строительство, ремонт, отопление, освещение, покупка классных принадлежностей и учебных пособий, полное содержание живших на хуторе девочек-воспитанниц и послушниц, а также учительниц – всё это оплачивалось из монастырской казны. Наряду с этим монастырь одевал и обувал девочек, в том числе и приходящих, выдавал им книги, учебные пособия и сумки для их ношения. Приходящим детям дозволялось ночевать в школе в дождь, в сильные морозы, во время весеннего половодья, а также после всенощной. Все дети без исключения ежедневно обедали в монастыре, а иногда и чаёвничали.
При школе имелась библиотека для внеклассного чтения. В процессе обучения использовались наглядные пособия: картинки священной истории, географические карты, глобус, торговые счеты.
Учебный год традиционно начинался молебном 1 сентября. Занятия проводились с 9 утра до 3 часов дня. На святки для детей устраивалась ёлка, которая впоследствии была заменена праздничным угощением с пением гимнов, религиозных и детских песен. В день Иоанна Предтечи 7 июня учащиеся отправлялись в Ивановский монастырь в Москву. Организовывались также паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру. Заканчивался учебный год в первой половине мая.
Девочки не получали в школе специализированных ремесленных навыков. В течение учебного года им прививались разнообразные умения, необходимые для крестьянского быта: вязание, шитьё, вышивание. Некоторые выпускницы по окончании школы поступали послушницами в Ивановский монастырь, другие отправлялись учиться в епархиальные училища и гимназии, большинство же возвращались к крестьянскому труду.
К 1911 году на монастырском хуторе располагались церковь, флигель для церковнослужителя, жилой дом, школа, больница, скотный двор, конюшня, птичник, баня, прачечная, сторожка, погреб. В 1900 году была построена Савёловская железная дорога, а в 1912 году неподалёку от хутора Чернецово по инициативе семейства Вогау-Марков – владельцев расположенной по соседству усадьбы Архангельское-Тюриково – был обустроен остановочный пункт с названием «полустанок Марк». Теперь адрес звучал так: «Московская губ., Савёловская ж.д., ст. Марк, д. Заболотье, Ивановское подворье».
К 1917 году в Ивановской обители на Солянке в Москве проживало свыше трехсот насельниц. После революции власти стали изыскивать возможные варианты выселения монахинь из столицы. В 1918 году Ивановский монастырь был закрыт. Часть его насельниц в количестве 31 человек во главе с матушкой Епифанией переселились на хутор Чернецово. В помещениях монастыря на Солянке разместился Ивановский Исправдом, а осенью 1926 года монастырский собор был передан Московскому Губернскому Архивному Бюро.
После выхода декрета об отделении церкви от государства и школы от Церкви (23 января (5 февраля) 1918 года) закрыли и церковно-приходскую школу.
Хутор Чернецово поддерживал связь с викарием через благочинного – протоиерея Константина Сперанского, жившего неподалеку в селе Котово и служившего там в храме Спаса Нерукотворного. Благочинный был подчинён Бронницкому викарию, а тот имел связь со священным Синодом. Хутор отчислял небольшие суммы на содержание Синода и викариата. До 1923 года в Чернецово жили по монастырскому уставу. Некоторые требы, такие, как венчание и крещение, здесь не совершались. Затем церковь перешла на «общие правила богослужения в сельских местностях согласно указу НКВД» и получила статус обычного приходского храма.
В послереволюционное время население Чернецово составляло от 43 до 60 человек. Насельницам нужен был духовник. Одна из сестёр, послушница Елена Черенкова, зарабатывающая на жизнь стиркой белья в Москве, познакомилась в столице с отцом Иларионом.
Отец Иларион, в миру Иоаким Хрисанфович Удодов, родился 20 сентября 1862 года в крестьянской семье. В двадцатилетнем возрасте получил постриг в Пантелеймоновом русском монастыре на Старом Афоне, затем жил в Златоустенском скиту. С 1914 года отец Иларион служил в Московском Сретенском монастыре, где исполнял обязанности казначея. С 1923 году он стал духовником сестёр хутора Ивановского монастыря и служил в Сергиевском храме до его закрытия 20 мая 1931 года.
Начиная с 1918 года, лишившись помощи монастыря, хутор был вынужден вести хозяйство самостоятельно. В 1927-1928 годах сёстры еще обеспечивали себя всем необходимым: держали коров, лошадей, обрабатывали свои угодья, запасались на зиму грибами и ягодами. До 1929 года, несмотря на все трудности, монахиням удавалось выплачивать налоги аккуратно. К этому времени на хуторе проживало 43 монахини; все они ютились в трёх комнатах здания бывшей приходской школы. Но в 1929 году хуторское хозяйство было национализировано, монастырские постройки отобраны, отчуждённая земля перешла в пользование местного колхоза имени районного ОГПУ.
Чтобы прокормиться, сёстры организовали артель по пошиву одеял, рукоделию и вышивке. Однако заказы поступали нерегулярно, средств на жизнь не хватало. Монахини вынуждены были подряжаться на подённые работы. В окрестных селениях они пололи огороды, копали картошку, в Москве стирали бельё, шили и ремонтировали одежду.
Последняя настоятельница хутора игумения Епифания умерла в том же 1929 году. Была похоронена на монастырском кладбище в Чернецово, которое насчитывало около ста захоронений. До нашего времени сохранились несколько могил, в том числе – могила Епифании. По монастырскому преданию, вместе с последней настоятельницей был захоронен символ её духовной власти – игуменский посох, который не был передан преемнице.