Автор Тема: Художник Дмитлага Василий Ёлкин (часть 2)  (Прочитано 11321 раз)

Оффлайн Игорь Кувырков

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 366
    • Просмотр профиля
В1934 году Василий Николаевич работал в 1-й Образцовой типографии, в своей alma mater, бывшей типографии И.Д. Сытина. Типография готовила важный заказ – брошюру с речью Сталина, произнесённой им на XVII съезде ВКП(б), позже названном «съездом победителей» (26.01.1934 – 10.02.1934). Ёлкин предложил оформить обложку с портретом вождя в трёх цветах, в стиле французских импрессионистов. В результате то ли неправильно подобранных красок, то   ли качества   бумаги,   то   ли нарушения технологического процесса, краски расплылись, картинка оказалась смазанной и совсем не соответствовала задумке.
Тираж отправили под нож, а художника и нескольких других руководителей типографии повесткой вызвали на Лубянку. Соблюли кое-какие формальности.
– Отца спросили: партбилет с собой? Положили документ в стол и объявили об аресте, – рассказывал старший сын Ёлкина Владимир Васильевич.
Так семья потеряла мужа, отца и кормильца. Сразу после его ареста уволили с работы жену Веру и они, с девятилетним сыном Владимиром остались без средств к существованию. Как многие другие в это жестокое время.
В.Н. Ёлкин был осуждён по статье 58, пункту 10, за антисоветскую пропаганду. Дали 3 года лагерей.
 <blockquote>Статья 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву, ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст. 58-2-58-9), а равно распространение, изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собою лишение свободы не ниже шести месяцев.
 Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собою меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2.</blockquote> – Машиной его отправили в Бутырку, – рассказал его старший сын, Владимир Васильевич, – а ночью оттуда – в колонну и – на Савёловский вокзал.
Так Василий Николаевич оказался в самом большом лагере для заключённых – Дмитровском ИТЛ (Дмитлаге), созданном для строительства гигантского сооружения – канала Москва-Волга.
Первоначально его определили в Темпы, где ему пришлось потолкать неподъёмную тачку, работая в котловане. Однако Василию Николаевичу повезло. Начальник Дмитлага Семён Григорьевич Фирин, бог и царь Дмитлага, привечал людей искусства. Выступая своеобразным меценатом, он собирал талантливых людей под крыло КВО (культурно-воспитательных отделов), разбросанных по участкам строительства канала. Ёлкин же попал в Дмитров, в Центральный КВО всего строительства, где и занялся тем, чем занимался всю жизнь, начиная с отрочества – рисованием. Уже к сентябрю 1934 года В.Н. Ёлкин вместе с Я.И. Французовым оформили технико-экономический журнал строительства канала Москва-Волга «Москваволгострой», который вышел под №4 (4).
1934 Мoskvavolgosroy_1934_04-03 height=640
Василий Николаевич принял участие в оформительской деятельности Дмитлага. За время нахождения в лагере он активно работал в издании литературно-художественного журнала «На штурм трассы», редактором которого стал сам Фирин.
На штурм трассы height=640

За годы нахождения в Дмитлаге Василий Николаевич объездил всю стройку канала от Волги, начала канала, до Перервы в Москве. Везде он делал зарисовки.
 В.Ёлкин Быки Волжской бетонной плотины height=512
В.Ёлкин Быки Волжской бетонной плотины. Галерея В.Лаврушина. 

 В.Ёлкин. Канал Москва-Волга. Глубокая выемка. height=238
В.Ёлкин. Канал Москва-Волга. Глубокая выемка. Домашний архив В.В.Ёлкина. 
 
В.Ёлкин. Двухкамерный шлюз №8. height=446
В.Ёлкин. Двухкамерный шлюз №8.

По результатам его поездок В.Н. Ёлкина была выпущена небольшая книжка с его работами в
серии «Библиотека «Перековки» под №63 «Зарисовки с трассы (май-ноябрь 1936)» (издание КВО Дмитлага НКВД СССР, 1937, тир.1000).
1937 Ёлкин Зарисовки трассы height=640

Василий Николаевич был также отмечен в одиозной книге Иды Авербах «От преступления к труду», изданной в 1936 году, в качестве одного из правильно перековывающихся заключённых и создающих правильные перекованные картины:
В.Ёлкин Район Соревнования. &quot;Лесобугорская выемка&quot;, акварель. height=603

Действительно, В.Н. Ёлкин написал немало работ во время пребывания в Дмитлаге. Многие из них вполне политкорректны и соответствуют линии партии, но некоторые приоткрывают правду, творящуюся в лагере. Вот как он сам характеризует отношения внутри лагерных бараков: «В углу две зверски ощерившиеся группы. Угрожающие жесты и наскоки перемешиваются с головокружительной руганью, кто-то кого-то двинет в ухо…»
 В.Ёлкин. Драка в бараке height=640
В.Ёлкин. Драка в бараке. Домашний архив В.В.Ёлкина. 

 В.Н.Ёлкин В бараке height=640
В.Ёлкин. В бараке. Галерея В.Лаврушина.

Во время работы Ёлкина в Центральных художественных мастерских, Василий Николаевич сдружился с другим художником, Константином Станиславовичем Соболевским. К концу срока заключения у вольнопоселенца Ёлкина была возможность видеться с семьёй, которая навещала его в Дмитрове. Один из таких моментов запечатлела фотография, на которой рядом с Константином Соболевским стоит старший сын Василия Николаевича Владимир:
 Константин Соболевский с сыном В.Н.Ёлкина Володей height=640
Константин Соболевский с сыном В.Н.Ёлкина Володей. Домашний архив В.В.Ёлкина. 

Спустя много десятков лет, когда сыновья Ёлкина, Владимир и Валерий приезжали в Дмитров, старший брат сказал младшему, указывая на стены Успенского собора, где в его помещениях работали художники Дмитлага:
 – Помнишь, как отец рассказывал, что наша мама приезжала к нему на свидания?
 – Конечно помню!
 – В каком это было году?
 – В 37-ом.
 – А теперь вспомни, когда у тебя день рождения.
Наивысшим успехом творчества В.Н. Ёлкина в Дмитлаге стала совместная работа со своим непосредственным начальником, Глебом Сергеевичем Куном и со своим другом, Константином Соболевским – плакат «Канал Москва-Волга открыт!»
 Ёлкин. Плакат Канал Москва-Волга открыт height=640
В.Ёлкин. Канал Москва-Волга открыт. Домашний архив В.В.Ёлкина.

Однако, в отличие от своего начальника и своего друга, судьба оказалась благосклонна к Василию Николаевичу. По окончании трёхлетнего срока заключения Ёлкина оставили вольнонаёмным в системе Дмитлага, но сокращение штатов, предваряющее окончание строительства канала, спасло его от расстрела. Василий Николаевич вернулся домой, в Москву, и зажил привычной гражданской жизнью. А Глеб Кун был вторично арестован в июне 1937 года и расстрелян. Константин Соболевский также был вторично арестован 2 июля 1937 года и вскоре тоже расстрелян. И многие другие были по окончании строительства освобождены и затем вторично осуждены и арестованы.
Вскоре по возвращению Василия Николаевича со стройки до него дошла и другая страшная новость – его бывший коллега и соавтор Густав Клуцис тоже был арестован. Случилось это в январе 1938 года. Клуцис был арестован обвинению в участии в «фашистском заговоре латышских националистов», а точнее ему было приписано членство в «вооруженной латышской террористической организации». Из тюрьмы Густав Густавович уже не вышел.
 В.Н.Ёлкин Автопортрет - 1 height=640
1930-е годы. В.Н. Ёлкин. Автопортрет. Галерея В.Лаврушина.

В конце тридцатых годов В.Н.Ёлкин много работал над плакатом в Изогизе. За тридцать лет работы было издано более 50 его плакатов, особенно удачные из которых оформлялись в виде открыток. Во время Великой Отечественной войны одновременно с работой над военным плакатом В.Н. Ёлкин по направлению МОСХа работал художником на заводе им. Владимира Ильича, оформляя иллюстрированные агитационные стенды, содержание которых менялось еженедельно; командировался в колхозы Оренбургской области, организовал школу рисования по образцу Сытинской школы в 1-й Образцовой типографии.
После войны Василий Николаевич увлёкся иллюстрированием детской книги. Работает с Борисом Житковым, Ниной Павловой. Иллюстрировал книги Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» и «Журка», рисунки которых очень понравились автору. Эти книги издавались и за рубежом.
Однако о печальных днях, проведённых им в Дмитлаге, Василий Николаевич старался умалчивать. В выставочных каталогах свои канальские картины он начинает датировать 1932 годом и заканчивает 1935. И ни одной работы 1936 и 1937 годов.
Старший сын Владимир вспоминал, что после реабилитации отцу предлагали восстановиться в партии.
– Почему я должен восстанавливаться, если я из партии и не выходил?! – ответил сыну Василий Николаевич. Партийный билет ему так и не вернули.
– Слава Богу, что остался жив.– сказал его сын Валерий спустя двадцать лет после смерти отца. – Этот партийный молох жевал – пережевывал моего отца и других, захлебываясь от жадности. Да и выплюнул. Нет, отец не хотел оставаться партийцем, когда ему предлагали. Остался страх. И не покидал его с 37-го по 53-й. И при Хрущеве не погас. Я знаю. Ведь отец работал в области политического плаката. Только в брежневские времена, уже на старости лет страх стал гаснуть, а к скорби по погибшим добавилось чувство уверенности в нашем народе. Уверенности в том, что народ останется прежним – добрым, доверчивым и полным творческих сил. И отец считал, что и своим творчеством он несет людям добро и уверенность в том, что наша будущая жизнь будет светлой, счастливой, интересной и красивой.
Начиная с 1956 года В.Н. Ёлкин командировался на Алтай, на Кубань и Дон, где создал много станковых живописных работ (пейзаж, портрет, натюрморт).
Василий Николаевич много путешествовал по Подмосковью, Псковщине, по побережьям Азовского и Балтийского морей.
Из каждой поездки он привозил множество интересных и разноплановых работ.