Ну вот, побывала на лекции! Было интересно. Не скажу, что узнала какие-то принципиально новые откровения, но был освещён ряд любопытных нюансов. Пишу конспективно, только отдельные, наиболее яркие (на мой взгляд) тезисы.
"Москва - порт пяти морей". Этот лозунг был на слуху у всех советских людей начиная с 1930-х гг. Даже я его помню
Появление лозунга связано с грандиозными планами обводнения Москвы (читайте статью из Вики, очень интересно:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%ED_%EE%E1%E2%EE%E4%ED%E5%ED%E8%FF_%E3%EE%F0%EE%E4%E0_%CC%EE%F1%EA%E2%FB) в рамках Генплана. О Генплане впервые заговорили в 1931 году, а в 1935 году он был принят. Генплан 1935 года "страдал гигантоманией" и не был реализован в полной мере - на это просто не было ресурсов (интересный пост -"Призраки генплана 1935 года. Следы нереализованных идей":
http://moscowwalks.ru/2014/07/29/genplan-1935/).
Идея обводнения Москвы и создания водных транспортных путей возникала в разные исторические эпохи (об этом было хорошо сказано в лекции Игоря Кувыркова про строительство канала "Москва-Волга", поэтому я не буду тут повторяться).
Но вообще-то Москва долгое время была антисанитарной в сравнении с другими столицами Европы.
1492: в Кремле был построен первый водопровод.
1638: был построен второй водопровод (тоже действовал только на территории Кремля).
1804: первый водопровод "для города", а не только на Кремль.
1692-95: строительство Сухаревой водонапорной башни.
1859: строительство двух Крестовских водонапорных башен.
Про антисанитарное состояние Москвы к началу 1900 гг. я, кстати, упоминаю в своей книге - в связи с явлением "дачного бума". Эта проблема не была решена в предреволюционный период. Перед советским правительством стояла цель обеспечить Москву современными системами водоснабжения и канализации.
Исторический контекст коренных архитектурных преобразований столицы был таков:
Конец 1920-х гг.: коллективизация, голод и урбанизация. Коллективизация стала причиной голода, голод побуждал людей (в основном, крестьян) перебираться в крупные города. Был достигнут беспрецедентный в истории человечества темп урбанизации - миллионы людей стекались в Москву! В столицу также бежали, чтобы спрятаться от раскулачивания, зажиточные и предприимчивые люди. Многие из них впоследствии заняли посты разного уровня в правительственных структурах.
Октябрь 1930 г.: засекречены географические карты. Закрываются границы, запрещается выезд за рубеж. На картах и планах, изданных в СССР, специально искажают информацию.
Июль 1931 г: объявлен архитектурный конкурс на проект Дворца советов.
1931-33 гг.: строительство Беломоро-Балтийского канала.
1932-37 гг.: строительство канала Москва-Волга.
1933 г.: объявлены архитектурные конкурсы на проекты Дома радио и Дворца труда.
1934 г.: объявлены архитектурные конкурсы на проекты Дома техники и Дома наркомтяжпрома.
1934 г.: утверждён проект Дворца советов.
Декабрь 1934 г.: убийство Кирова и начало массовых репрессий.
19 июля 1935 г.: утверждён Генплан Москвы.
По Генплану 1935 г. набережные должны были стать новым центром Москвы, на набережных предполагалось возвести "более высокие и наиболее архитектурно оформленные здания". При этом за основу для архитектурных решений предлагалось взять архитектурные и водоснабдительные идеи Востока, а не запада (арыки, фонтаны, подземные коммуникации).
На Северном речном вокзале идея "порта пяти морей" выражена, в частности, в северной и южной ротонде (северная - с полярными мишками, южная - с дельфинами). Тема воды в фильме "Волга-Волга".
Перед советским искусством и кино была поставлена задача отражать мечты таким образом, как будто они уже воплотились. Поэтому в кадрах того времени можно увидеть различные не реализованные проекты (например, Дворец советов, о нем можно прочесть тут:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E2%EE%F0%E5%F6_%D1%EE%E2%E5%F2%EE%E2). Тема света в фильме "Светлый путь".
Оформление входов на примере Северного входа ВДНХ. Гигантские арки символизируют сакральность понятий "граница" и "вход" (напомним, что границы страны уже на замке).
Вот, вкратце я рассказала то, что касается краеведческой тематики, кинематографа не касалась, а там тоже был ряд любопытных идей.
У меня есть аудиозапись лекции, но я не могу её выложить или переслать из-за большого объёма (35,6 Мб). Поэтому рассказала вкратце.