Приняв, как оказалось, желаемое за действительное - несомненную техническую эрудицию, опыт полётов инженера Нобиле и его умение преподнести себя в общении со специалистами за огромную ценность , как конструктора-дирижаблиста, руководители «Аэрофлота» предложили ему контракт технического руководителя и консультанта БОСЭД. 30 сентября предварительное соглашение между сторонами было подписано и отправлено на утверждение СНК СССР. Приведём наиболее значимые параграфы этого документа, рассекреченного в 1964 году:
(1). Инженер Нобиле принимает на себя техническое руководство и ответственность за подготовку дирижабля, приспособленного к арктической экспедиции и руководство по проектированию и постройке дирижаблей (в плане ВО ГВФ) объёмом в 7000, 10000 и 37000 м3.
(2). С октября по декабрь 1931 года Нобиле предпримет все меры по обеспечению строительства дирижаблей в СССР квалифицированными кадрами, технической помощью в области производства прорезиненных тканей, приобретением или заказом частей дирижаблей, сбором материалов, чертежей, образцов.
(3). Нобиле предоставляется право через торгпредство СССР в Италии заключать договора со специалистами на срок до 3 лет на сумму месячных окладов до 2000$.
(5). Начальником Арктической экспедиции и руководителем работ по организации её базы будет назначен Нобиле. Срок его пребывания в Арктике не менее 5 мес. (1933 г.).
(
. Нобиле будут возмещены все дорожные расходы по переезду и перевозу багажа из Италии в СССР.
(11). На срок не менее 3 лет Нобиле имеет право выезжать в Италию на 2 месяца. Месячное вознаграждение Нобиле предполагается соглашением в 1200$ (свободное от налога).
(12). В случае смерти Нобиле или потери им трудоспособности во время пребывания в СССР – единовременная выплата семье составит 40000$.
(13). Соглашение подлежит утверждению Советским Правительством до 10 октября 1931 года.7
16 октября письмом из Рима У. Нобиле информировал советскую сторону об утверждении итальянским правительством его предварительного соглашения с ВО ГВФ СССР. А 7 декабря БОСЭД переименовывается в Производственно-эксплуатационное предприятие «Дирижаблестрой». В январе 1932 года инженер-генерал получает официальное приглашение «Аэрофлота» на приезд в СССР. В конце апреля он с группой итальянских специалистов прибывает в Москву, где после подписания контракта, зарегистрированного в Наркомтруде СССР, 2 мая приступает к исполнению своих обязанностей. Предлагаем неполный перечень свиты покорителя Северного полюса (с некоторыми примечаниями), который нам удалось восстановить:
У. Нобиле – начальник КБ, женат. Месячный оклад 600$ и 1700 руб. Справка: Курс $ США 1932 года соотносится к 2013 году, как 17,5:1,0, т. е. был выше в 17,5 раз!!
Ф. Трояни – зам. начальника КБ, женат, оформлен по договору. Месячный оклад 300$ и 650 руб.;
Р. Палья – старший мастер-токарь. Месячный оклад 83$ и 450 руб.;
Д. Белли – механик. Месячный оклад 135$ и 550 руб.;
А. Каратти – механик-моторист, оформлен по договору. Месячный оклад 20$ и 450 руб.;
Л. Високки – инженер. Месячный оклад 35$ и 650 руб.;
А. (Д.) Вилла – мастер по металлоконструкциям, женат. Месячный оклад 115$ и 700 руб.;
Вилли – чертёжник КБ, холост. Месячный оклад 115$ и 125 руб.;
Г. Гарутти – инженер-конструктор, холост, оформлен по договору. Месячный оклад 250$ и 1000 руб.;
А. Ди-Бернардино – мастер сборочного цеха по металлоконструкциям, женат. Месячный оклад 45$ и 700 руб.;
А. Беретта – мастер моторного цеха, женат, оформлен по договору. Месячный оклад 20$ и 300 руб.;
В. Шакко – мастер баллонного цеха, холост, оформлен по договору. Месячный оклад 83$ и 700 руб.;
Н. Де-Мартино – инженер-конструктор, оформлен по договору. Месячный оклад 324$ и 650 руб.;
Р. Бианкони – переводчик, женат, член ВКП(б). Месячный оклад 350 руб. Прибыл в Россию ранее по линии Коминтерна;
Б. Сигалини – инструктор бригады слесарей сборочного цеха, холост, член ВКП(б). Месячный оклад 350 руб. Прибыл в Россию ранее по линии Коминтерна.
Кроме денежного содержания итальянцы обеспечивались:
- оплачиваемой комнатой (с кухней, ванной) в квартирах дома ИНО на Долгопрудной или гостиничным номером (квартирой) в Москве (У. Нобиле, Ф. Трояни, Г. Гарутти, Н. Де-Мартино, А. Беретта);
- оплачиваемым месячным отпуском (раз в году, включая проезд по ж/дороге 2-м классом до Италии и обратно);
- компенсацией расходов по приезду и отъезду из России.
5 мая, опережая события в явном стремлении выдать желаемое за действительное, руководство ГУ ГВФ рапортует о вводе» НИК по ОС и ЭД «Дирижаблестрой» в число действующих предприятий. Спешно ему передаются все четыре корабля мягкой конструкции, изготовленные к тому времени в Москве и собранные в 1931-32 годах на Волковом поле в Ленинграде:
- «Комсомольская правда», реконструированный бывший «Московский химик-резинщик» (объём 2550 м3, длина 47,5 м.);
- СССР В-1 (объём 2265 м3, длина 45,0 м.);
- СССР В-2 «Смольный» (объём 5100 м3, длина 58,1 м.);
- СССР В-3 «Ударник» (объём 6500 м3, длина 63,5 м.).
О многочисленных аварийных ситуациях с полётами этих кораблей говорят рапорты и докладные записки заместителей начальника порта дирижаблей - Венфельда, Соловьёва, Тарапкина в адрес начальника «Дирижаблестроя» П.М. Пурмаля и его откровенная резолюция: «…Много глупой беллетристики… Что же касается по существу дела, товарищи во многих высказанных установках правы – эксплуатация у нас больное место».8
Первыми шагами Нобиле в КБ «Дирижаблестроя» стали разработка проекта и строительство небольшого по объёму (всего лишь в 1750 м3), но первого в России корабля полужёсткой конструкции СССР В-5. Ближайшей целью конструктора виделось обучение молодых и пока ещё неопытных советских специалистов итальянской школе дирижаблестроения. Как известно, 1-й выпуск воздухоплавательной школы «Дирижаблестроя» ГУ ГВФ при СНК СССР (47 человек) состоялся лишь летом 1932 года.
К сожалению, первый же опыт известного практика-дирижаблиста в стране только-только начавшей индустриализацию народного хозяйства после разрушительной Гражданской войны, обернулся досадной оплошностью, повлёкшей за собой далеко идущие последствия… Почти готовый каркас В-5 изготовленный по частям разными бригадами, оказался тяжелее расчётного!? Пришлось в авральном порядке удлинить корабль на… 6 метров с увеличением его объёма до 2150 м3. Вся группа Нобиле стала предметом резкой критики технического персонала «Аэрофлота».
Сменивший П.М. Пурмаля новый начальник И.А. Фельдман, признал справедливыми выводы совместного Постановления Президиума ЦК ВКП(б) и Коллегии НКРКИ СССР «Об обследовании НИК «Дирижаблестрой» от 7 января 1933 года:
- дирижаблестроение не получило до сих пор точных и определённых перспектив своего развития;
- строительство двумя трестами базы дирижаблей у платформы «Долгопрудная» сорвано по срокам и качеству работ;
- выпуск четырёх учебных кораблей не соответствует размеру истраченных на них средств;
- контроль «Аэрофлота» за деятельностью Комбината неудовлетворительный.9
Несмотря на просчёты, СССР В-5 (длина 47,5 м.), собранный за 5 месяцев (с сентября 1932 по январь 1933 года в холодном, продуваемом деревянном эллинге без освещения), оказался удачным образцом. Он отработал более 100 полётов, но дальнейшая его эксплуатация прервалась весной 1934 года из-за разрушения оболочки, изготовленной всё тем же московским заводом «Каучук». В СССР их просто не умели делать.
Параллельно со сборкой В-5 КБ Нобиле работало над проектом более мощного корабля полужёсткой конструкции СССР В-6 (объём… 18500 м3) по типу «Италии». Конечно, в апробированный итальянский вариант были внесены многочисленные конструктивные и технологические усовершенствования. К середине января 1933 года 60% этой работы было сделано. Но 25 января при обсуждении проекта на совместном заседании коллегии «Аэрофлота» и Технического совета «Дирижаблестроя» Нобиле ожидал «сюрприз» - жёсткий отзыв НИИ ВВС РККА о непригодности использования В-6 в военных целях в полном объёме:
- малая высота полёта (до 4500 м. при необходимых 6000-8000 м.); - отсутствие пулемётного вооружения (их схем), подвесок для бомбовых (до 3,0 тн.) и военных (до 5,0 тн.) грузов;
- не решён вопрос с размещением на корабле воинской команды (до 50 бойцов);
- не допускалось и применение моторов иностранного производства.10