Была такая деревня в Химкинском районе – Воскресёнки. Разросшийся аэропорт Шереметьево в конце 1970-х подмял её под свою новую, вторую взлётную полосу. Долго ещё автобусная остановка, что была невдалеке от исчезнувшей деревни, носила весёлое и звонкое название – Воскресёнки. Лет 10-15 назад транспортники спохватились и дали остановке название ближайшего населённого пункта – Клязьма.
А жаль.
Фрагмент карты 1931 года.
А на самом деле история Воскресёнок достаточно длинная и в некоторых местах даже немного запутанная. Запутанная в том, что очень давно деревня носила она название Чашниково. Но было совсем не тем Чашниковым, которое упоминалось в 1585 году как «село на речке Албе… в селе церковь Троицы Живоначальныя каменна о пяти верхах да предел Алексея человека Божия»
[1]. И была она, по-видимому, постарше Чашникова на Альбе, поскольку в писцовых книгах 1573-1574 годов она упоминается как «Чюдова монастыря : … Слц. Старое Чашниково на ручью на Студенце, а в нём дв. монастырский, дв. челядинный; пашни паханные сер. земли 12 чети да пер. 48 четв. в поле, а в дву потомуже, сена 100 коп., лесу дровяного 10 дес. … В Манатьине же стану погост на царя и великого князя земле на рчк. на Студенке, а на погосте церковь Воскресение Христово, древена, клетцки, а в нём пашни паханные 6 четьи в поле, а в дву потомуже, сена 50 коп»
[2].
Давайте попытаемся разобраться, что же имели в виду дьяки, описывая эти земли. Я бы «перевёл» на современный язык и интерпретировал примерно так: на речке/ручье Студенце/Студёнке располагалось сельцо Старое Чашниково, находившееся во владении Чудова монастыря. На том же Студенце находился погост с деревянной церковью Воскресения Христова. При этом земля, на которой находился погост, была казённая, то есть принадлежала царю/великому князю. А учитывая небольшие размеры Студенца, можно сказать, что сельцо и погост располагались вплотную друг к другу, хотя и на землях разных владельцев. Обычно погостом называлось небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. Из чего можно сделать вывод – Старое Чашниково называлось сельцом именно по тому, что там не жили крестьяне.
Теперь давайте сформулируем чёткие различия между двумя Чашниковыми:
- Чашниково №1 – на реке Альбе (Мещерихе), село с храмом Троицы Живоначальной.
- Чашниково №2 (Старое) – на речке/ручье Студёнке/Студенце, сельцо рядом с погостом с храмом Воскресения Христова.
Оказалось, что различия значительные. К тому же на местности они разнесены на 3,5 километра. Однако при погружении в старинные документы надо всегда задавать себе вопрос – о каком Чашникове идёт речь.
Закончим о Чашникове на Альбе, благо его история раскрыта
достаточно хорошо, фотографией, сохранившейся у Генриха Фёдоровича Барта, внука Константина Викторовича Осипова, владельца усадьбы при Успенском-Трахонеево. Фото был сделано его отцом, Фёдором Фёдоровичем до революции, в самом начале XX века:
Продолжим о Старом Чашникове.
Очень подробное описание Старого Чашникова дали Холмогоровы:
«Воскресения Христова место церковное, в 7131 (1623) г., Московскаго уезда, Монатина Быкова и Коровина, на пустоши, что был погост на речке Студенце, вотчина Чудова монастыря; на погосте некогда была церковь Воскресения Христова; пашни церковной лесом поросло середней земли 6 четьи в поле, а в дву потомуж, сена 60 копен (Писцов. кн. 685). К Воскресенскому погосту принадлежало сельцо старое Чашниково, на речке Студенце, которое в 7154 (1646) г. называлось «Чашниково-Воскресенское». (Ныне: Чашниково-Воскресенское, сельцо Московск. уезда.) в нем было 9 дв. крестьянских, с 18 челов.; в 7186 (1678) г. — 7 дв. крестьянских и бобыльских, в них 33 челов., в 1704 г. — 14 двор. с 57 крестьянами (Переписн., кн. 9809, 9812, 9815).
Церковная Воскресенская земля отдавалась на оброк и в оброчных книгах Патр. Казеннаго Приказа писалась: за 7146 (1639), 7163 (1655) гг. «на крестьянах деревни Старовой — вотчины Чудова монастыря, оброку гривна; за 7164 (1656) г. — «на архимандрите; Чудова монастыря Кирилле, оброку 22 алтына; за 7197 (1689) – 1739 г. на крестьянах сельца Стараго Чашникова; а межа церковной земли, которою они владели в 1689 г., «от речки Студенца вверх врашком, а от того врашка поворотя на право впрям возле сельца Чашникова яроваго поля и изгороды через лесок до рогачевской дороги, а сельца Чашникова яровое поле и возле того поля городьба от церковнаго кладбища сажень с 30; а рогачевскою дорогою до реки Клязмы, а рекою Клязмою вверх до устья речки Студенца, а речкою Студенцом вверх до тогож врашка, что впал в речку Студенец, а врашком до того ж Чашниковскаго яроваго ж поля и городьбы; а смежна та церковная земля с двух сторон сельца Чашникова, а с третей стороны за дорогу рогачевскую с лугом и пашенною землею стольника Ивана Траханиотова, а с четвертой стороны разошла река Клязма; от Москвы 20 верст, а от государева села Чашникова версты с полторы, а по cмете той церковной земли пашни паханой и перелогом и лесом поросло десятин с 13, да сена по речке Студенце и на речке на Клязме на наволочке и на врашке копен с 15» (Патр. Прик. кн. 25 и дозорн. кн. 141)»[3].
Попытаемся осознать, что интересного в этом описании. Оказалось, что на 1623 год церкви уже нет. Однако сельцо Старое Чашниково сохранилось, и к 1646 году стало называться Чашниково-Воскресенское. В документах продолжали искажать название – в 1655 году назвали просто Старым, в 1689 – опять Старым Чашниковым.
Очень интересным является описание границ Чашникова-Воскресенского. В моём распоряжении оказались топографические карты середины XX века, на которых и была сделана попытка реконструкции границ земель Чашникова-Воскресенского. Карта «склеена» из двух листов, которые отличаются годом топосъёмки, потому на левой стороне аэропорта Шереметьево ещё нет, а на правом – уже есть. Нижнюю по карте часть участка можно определить очень точно (выделено красным), верхнюю, северную, где примыкают земли Чашникова (того самого, что на Альбе), точно установить не получается – она выделена жёлтым:
Существует и другая реконструкция земель Чашниково-Воскресенское, сделанная современным исследователем В.С. Кусовым по состоянию на более поздний, 1766 год. Автор пользовался оригиналами документов и планов, потому его реконструкцию нужно считать очень точной, показана даже Студёнка:
На плане генерального межевания 1778-1797 годов под номером 445 также можно разглядеть земли Чашникова-Воскресенского. По-видимому В.С. Кусов пользовался подобным планом:
Описание земель согласно генеральному межеванию второй половины XVIII века таково:
«Чашниково, Воскресенское тож, сельцо Московского уезда, Манатьина Быкова Коровина стана, владение Коллегии экономии, ранее Чудова монастыря, межевал 23 сентября 1766 г. Сонин Я. Пашня 198 д 1012 с, лес 99 д 1532 с, сенной покос 61 д 54 с, селение 4 д 546 с, дороги 5 д 2370 с, реч. 1140 с, кладбище 400 с, всего 369 д 2255 с, душ 80»[4].
Из исходных документов, использованных для изучения истории Чашниково-Воскресенского, следовало бы обратиться к очень интересному в целом труду священника Н. Скворцова. Однако применительно к Чашникову-Воскресенскому ничего нового там найти нельзя – в этом случае он был таким же диванным исследователем, как я, и черпал свои сведения из трудов Холмогоровых и Калачева, добавляя небольшие неточности.
Задаваясь целью точно определить старое церковное место, Скворцов сделал совершенно правильный вывод:
«Здесь мы находим ясныя указания местности, где расположена была земля Воскресенской церкви. Земля стольника Ивана Траханиотова – это теперешнее село Трахоньево. Село Чашниково с Троицкою церковью неподалеку от Трахоньева – в 4 верстах. А между Трахоньевым и Чашниковым есть сельцо Воскресенки, верстах в двух от Чашникова. Вот это сельцо, но нашему мнению, и есть Старое Чашниково – Воскресенское, около котораго и следует искать землю уничтоженной Воскресенской церкви, во владении местных крестьян. Сельцо Воскресенки — в Трахоньевском приходе» [5].
Сложно ответить на вопрос – когда название Чашниково-Воскресенское сократилось до Воскресёнок. Единственное, что могу утверждать – в церковных книгах Трахонеевского прихода как минимум начиная с 1873 приставка Чашниково отвалилось, а Воскресенское превратилось в просторечное Воскресёнки.
Панорама деревни Воскресёнки. Фрагмент фото 1890-х годов. Фото из домашнего архива потомков К.В.Осипова. Усадьба К.В. Осипова находилась на противоположном от Воскресёнок берегу Клязьмы.
Есть ещё одна неопределённость. Связана она с кладбищем при Чашниково-Воскресенском. Согласно документам генерального межевания площадь его составляла 400 сажень, что составляет 0,18 гектара, то есть чуть более чем квадрат со сторонами по 40 метров. По описанию границ можно предположить, что оно находилось невдалеке от Рогачёвского тракта. Но современное сельское кладбище, называемое Клязьминским, находится совсем в другом месте, примерно посередине между бывшим Чашниково-Воскресенским и рекой Клязьмой, на левом берегу оврага, где протекает Студёнка. Возможно, что старое кладбище было заброшено в стародавние времена, возможно при расширении аэропорта Шереметьево. Этот факт ещё придётся уточнить.
Чуть больше читать тут - http://ikuv.ru/voskresyonki-ischeznuvshaya-derevnya/
Статья не влезла в форумовский пост целиком.