Автор Тема: Подворье Ивановского монастыря и храм Сергия Радонежс  (Прочитано 22590 раз)

Оффлайн Sirin

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 386
  • Glück Auf!
    • Просмотр профиля
    • Dolgopa.org
Для альманаха "Лига культуры", с которым ЛИТО "Клязьма" планирует наладить тесный творческий контакт, я подготовила статью про хутор Чернецово. Выбор материал обусловлен тем, что номер, в который я его даю, будет посвящён юбилею Сергия Радонежского - вот и поскребла по сусекам, каким боком можно было бы "вклиниться" в концепцию этого издания. На самом деле альманах интересный, эклектичный, хотя и малотиражный. Скорее, научно-популярный или просветительский, не литературный. Краеведение там вполне в тему. Надеюсь, они со временем раскрутятся. Если кто-то из краеведов захочет там что-либо опубликовать, буду рада поделиться контактами.

В общем, перед отправкой в редакцию предлагаю на суд общественности текст своего обзора.


Подворье Ивановского монастыря и храм Сергия Радонежского на хуторе Чернецово

В 1891 году Московский Ивановский женский монастырь, располагавшийся в центре Москвы на Солянке, получил от Московской казённой палаты  в своё владение 107 десятин земли пустоши Чернецово (Чернцово) – лесной участок в Московском уезде Троицкой волости. Там, на неосвоенной территории, был основан монастырский хутор. Первой его настоятельницей стала игуменья Сергия (Смирнова).

С 1907 года хутором формально руководила основательница церковно-приходской школы матушка Епифания (в миру – Елизавета Дмитриевна Митюшина, вдова из купеческого сословия),  но до революции и некоторое время после неё она продолжала жить в Москве и приезжала лишь время от времени, чтобы проверить хозяйственные дела. Непосредственное управление хозяйством по уставу было возложено на старшую монахиню, живущую на хуторе постоянно. В послереволюцинные годы это была матушка Татьяна (Абросимова), после её смерти – матушка Елена (Климашина).

В 1892 году в Чернецово началось возведение храма Сергия Радонежского по проекту гражданского инженера Н.В. Султанова. Строительство велось на добровольные пожертвования. Савёловская железная дорога на тот момент ещё не была построена, поэтому ближайшей к Чернецово железнодорожной станцией была станция Химки.
«16 июля [1893 года] на хуторе Ивановского девичьего монастыря, в Московском уезде, в 6 верстах от станции Химки Николаевской железной дороги, состоялось торжественное освящение вновь сооружённого храма, посвященного святому Преподобному Сергию, Чудотворцу Радонежскому. По этому торжественному случаю сюда прибыл управляющий Московской митрополией преосвященный отец Александр – епископ Дмитровский, архимандрит Троице-Сергиевской лавры отец Никон, казначей лаврского скита отец Иларий и священники Ивановского монастыря: Лебедев и Рождественский», – сообщали  «Московские епархиальные ведомости»  .

Деревянный храм Сергия Радонежского стоял на каменном фундаменте. Крыша была покрыта листовым железом в закрой и окрашена в шашечку, её украшали две главки с золочеными крестами. Вход начинался с крытой железом паперти, над которой находилась звонница на деревянных колонках с решётками и подшивным потолком, с деревянными площадками с поручнями. Стены были выкрашены масляной краской, полы – дощатые. Накатные  потолки с отбивкой были выкрашены олифой, в средней части покрыты по стропилам досками и по ним – тёсом по войлоку.
В трёх выступах храма были устроены хоры, а в четвёртом помещался резной дубовый иконостас, писанный сёстрами Ивановского монастыря. В алтаре хранились частички мощей святых Сергея Радонежского и Иоанна Предтечи.
Помимо здания церкви монастырский комплекс включал в себя келии сестёр и хозяйственные постройки. На хуторе была построена и 5 октября 1895 года начала свою работу одноклассная церковно-приходская школа. Её здание состояло из нескольких отдельных комнат, расположенных по обе стороны вдоль длинного коридора – большая классная комната, рукодельная, спальня, столовая, две комнаты для учительниц и две комнаты для живущих при школе послушниц, сени и кухня с плитой.

Заведующими школой и попечителями на протяжении всего времени её существования состояли игуменьи монастыря. Первой руководительницей школы была назначена матушка Анатолия (Абросимова) . Почти все монахини, проживавшие на хуторе, происходили из крестьянских семей и были по большей части неграмотны или малограмотны. И лишь две из них имели специальное педагогическое образование. Матушка Анатолия (в миру – Зинаида Алексеевна Русанова), родом из Рязанской губернии, окончила епархиальное училище со званием учительницы, имела большой опыт работы и награды за успешную педагогическую деятельность. Мария Евминиевна Лазаркевич была родом из Каменец-Подольской губернии, и тоже окончила епархиальное училище.

В хуторской школе обучались сироты-воспитанницы монастыря и девочки из близлежащих селений. Среднее число учащихся составляло 20-30 человек. Школа содержалась исключительно на монастырские средства. Строительство, ремонт, отопление, освещение, покупка классных принадлежностей и учебных пособий, полное содержание живших на хуторе девочек-воспитанниц и послушниц, а также учительниц – всё это оплачивалось из монастырской казны. Наряду с этим монастырь одевал и обувал девочек, в том числе и приходящих, выдавал им книги, учебные пособия и сумки для их ношения. Приходящим детям дозволялось ночевать в школе в дождь, в сильные морозы, во время весеннего половодья, а также после всенощной. Все дети без исключения ежедневно обедали в монастыре, а иногда и чаёвничали.

При школе имелась библиотека для внеклассного чтения. В процессе обучения использовались наглядные пособия: картинки священной истории, географические карты, глобус, торговые счеты.

Учебный год традиционно начинался молебном 1 сентября. Занятия проводились с 9 утра до 3 часов дня. На святки для детей устраивалась ёлка, которая впоследствии была заменена праздничным угощением с пением гимнов, религиозных и детских песен. В день Иоанна Предтечи 7 июня учащиеся отправлялись в Ивановский монастырь в Москву. Организовывались также паломнические поездки в Троице-Сергиеву Лавру. Заканчивался учебный год в первой половине мая.

Девочки не получали в школе специализированных ремесленных навыков. В течение учебного года им прививались разнообразные умения, необходимые для крестьянского быта: вязание, шитьё, вышивание. Некоторые выпускницы по окончании школы поступали послушницами в Ивановский монастырь, другие отправлялись учиться в епархиальные училища и гимназии, большинство же возвращались к крестьянскому труду.

К 1911 году на монастырском хуторе располагались церковь, флигель для церковнослужителя, жилой дом, школа, больница, скотный двор, конюшня, птичник, баня, прачечная, сторожка, погреб. В 1900 году была построена Савёловская железная дорога, а в 1912 году неподалёку от хутора Чернецово по инициативе семейства Вогау-Марков – владельцев расположенной по соседству усадьбы Архангельское-Тюриково – был обустроен остановочный пункт с названием «полустанок Марк». Теперь адрес звучал так: «Московская губ., Савёловская ж.д., ст. Марк, д. Заболотье, Ивановское подворье».

К 1917 году в Ивановской обители на Солянке в Москве проживало свыше трехсот насельниц. После революции власти стали изыскивать возможные варианты выселения монахинь из столицы. В 1918 году Ивановский монастырь был закрыт. Часть его насельниц в количестве 31 человек во главе с матушкой Епифанией переселились на хутор Чернецово. В помещениях монастыря на Солянке разместился Ивановский Исправдом, а осенью 1926 года монастырский собор был передан Московскому Губернскому Архивному Бюро.

После выхода декрета об отделении церкви от государства и школы от Церкви (23 января (5 февраля) 1918 года) закрыли и церковно-приходскую школу.

Хутор Чернецово поддерживал связь с викарием через благочинного – протоиерея Константина Сперанского, жившего неподалеку в селе Котово и служившего там в храме Спаса Нерукотворного. Благочинный был подчинён Бронницкому викарию, а тот имел связь со священным Синодом. Хутор отчислял небольшие суммы на содержание Синода и викариата. До 1923 года в Чернецово жили по монастырскому уставу. Некоторые требы, такие, как венчание и крещение, здесь не совершались. Затем церковь перешла на «общие правила богослужения в сельских местностях согласно указу НКВД» и получила статус обычного приходского храма.

В послереволюционное время население Чернецово составляло от 43 до 60 человек. Насельницам нужен был духовник. Одна из сестёр, послушница Елена Черенкова, зарабатывающая на жизнь стиркой белья в Москве, познакомилась в столице с отцом Иларионом.

Отец Иларион, в миру Иоаким Хрисанфович Удодов, родился 20 сентября 1862 года в крестьянской семье. В двадцатилетнем возрасте получил постриг в Пантелеймоновом русском монастыре на Старом Афоне, затем жил в Златоустенском скиту. С 1914 года отец Иларион служил в Московском Сретенском монастыре, где исполнял обязанности казначея. С 1923 году он стал духовником сестёр хутора Ивановского монастыря и служил в Сергиевском храме до его закрытия 20 мая 1931 года.

Начиная с 1918 года, лишившись помощи монастыря, хутор был вынужден вести хозяйство самостоятельно. В 1927-1928 годах сёстры еще обеспечивали себя всем необходимым: держали коров, лошадей, обрабатывали свои угодья, запасались на зиму грибами и ягодами. До 1929 года, несмотря на все трудности, монахиням удавалось выплачивать налоги аккуратно. К этому времени на хуторе проживало 43 монахини; все они ютились в трёх комнатах здания бывшей приходской школы. Но в 1929 году хуторское хозяйство было национализировано, монастырские постройки отобраны, отчуждённая земля перешла в пользование местного колхоза имени районного ОГПУ.

Чтобы прокормиться, сёстры организовали артель по пошиву одеял, рукоделию и вышивке. Однако заказы поступали нерегулярно, средств на жизнь не хватало. Монахини вынуждены были подряжаться на подённые работы. В окрестных селениях они пололи огороды, копали картошку, в Москве стирали бельё, шили и ремонтировали одежду.

Последняя настоятельница хутора игумения Епифания умерла в том же 1929 году. Была похоронена на монастырском кладбище в Чернецово, которое насчитывало около ста захоронений. До нашего времени сохранились несколько могил, в том числе – могила Епифании. По монастырскому преданию, вместе с последней настоятельницей был захоронен символ её духовной власти – игуменский посох, который не был передан преемнице.



« Последнее редактирование: 29 Мая 2014, 15:48:17 от Sirin »
Бороться и искать, найти и поделиться!

Оффлайн Sirin

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 386
  • Glück Auf!
    • Просмотр профиля
    • Dolgopa.org
В последние годы существования хутора Чернецово старшей монахиней была назначена бывшая казначея матушка Артемия (в миру Анна Григорьевна Шестакова). Её секретарём-помощницей стала матушка Анатолия (Русанова), она заведовала канцелярией и вела делопроизводство. Обладая даром убеждения, матушка Анатолия проводила беседы на религиозные темы, обучала вновь поступивших, помогала сёстрам писать письма родным.

В ночь с 31 декабря 1930 года на 1 января 1931 года по всей Москве было арестовано множество священнослужителей и монашествующих. Из ивановских сестёр арестовали 15 человек и поместили в Бутырскую тюрьму. Арестованные были выходцами из крестьянских семей Тульской, Рязанской, Калужской, Тверской, Московской и Ярославской губерний и четверо – из московских мещан.

Ивановские монахини обвинялись в антисоветской агитации. Почти во всех случаях первый короткий допрос оказывался и последним. В протоколах сохранились ответы сестёр на вопросы следователей: «Всякая власть от Бога», «Плохо…, что власть ведёт войну с религией». Матушка Евдокия (Смирнова) в сердцах вспоминает причиненные советской властью обиды: «До революции жилось хорошо, нуждаться ни в чём не приходилось, но когда возникла советская власть, все монастырские владения были отобраны и все… были обречены на погибель». Монахинь приговорили к различным срокам ссылки в Казахстан (от 3 до 5 лет).

В том же 1931 году монашеская обитель была обложена налогом в 6 тысяч рублей, который надо было внести в трёхдневный срок. Монахини продали всё, вплоть до личных вещей. Средств оказалось недостаточно, пришлось занимать в долг у крестьян. Необходимую сумму собрали и уплатили в райфо в нужный срок. Однако монастырское хозяйство было окончательно подорвано, и его уже не удалось восстановить. Артель, просуществовавшую два года, пришлось распустить. Монахини стали перебиваться случайными заработками.

Мать Анатолия (Русанова) в качестве послушания по очереди посылала сестёр просить милостыню на дорогах и по деревням. Многие крестьяне сочувствовали монахиням и подавали кто что мог. Однако массовая антирелигиозная пропаганда, проводимая властями, уже начала давать свои результаты. На совместном заседании районного исполнительного комитета и Николо-Архангельского сельсовета, к которому на тот момент относился территориально и административно хутор Чернецово, прозвучали требования «изолировать монашек от общества как членов антисоветской группировки…».

С 20 на 21 мая 1931 года были арестованы оставшиеся монахини и послушницы хутора Чернецово (31 человек). 28 июня 1931 года все они были осуждены по делу «об антисоветской контрреволюционной группировке монахинь хутора Ивановского монастыря, возглавляемой Русановой З.А.». Монашек обвиняли, в том числе, в «призывах крестьян к сопротивлению коллективизации и мероприятиям Советской власти».

Из дела Анны Ивановны Разумовской: «…Гонения на Церковь относит к тому, что любая власть стремится делать по-своему, а всякая власть – от Бога. По поводу закрытия монастырей она считает, что каждое правительство разгоняет монастыри и одновременно их создает. Закрытия же происходят из-за прегрешений находящихся в них. Монахини ходят по деревням в поисках работы и иногда ведут разговоры с крестьянами о религии. О чудотворных иконах знает мало, так как, с её слов, в монастыре их не было». 

Из показаний Анны Ивановны Милициной: «…Раньше в монастыре жилось хорошо, всего было много, а сейчас, как Антихрист какой появился и лишил их существования, и монахини говорили об этом с крестьянами, и надо терпеть, т.к. скоро все это переменится, и они снова станут жить по-прежнему».

Следствие по обвинению хуторских матушек длилось чуть больше месяца. Ни одна из обвиняемых не признала себя виновной. 28 июня 1931 года 28 монахинь были осуждены к пяти годам исправительно-трудовых лагерей и трое – к трём годам. Все были этапом высланы в Казахстан. Отца Илариона не арестовали, и он сокрушался: «Лучше бы их оставили, а меня одного бы взяли».

После ссылки монахинь помещения на хуторе опечатали. Отец Иларион поселился в звоннице храма и жил там в одиночестве в течение года. Тайно, по ночам его время от времени навещала инокиня Матрона, насельница закрывшегося Московского Никитского монастыря. Она приезжала из Лобни, привозила отцу Илариону еду,  стирала, помогала по хозяйству, а перед рассветом незаметно уходила.

Отец Иларион периодически навещал в Москве своего младшего брата диакона Петра Удодова, который служил в храме Сорока мучеников напротив Новоспасского монастыря. Пётр жил в отдельной комнате у старосты храма в его бывшем собственном доме.

В ночь с 15 на 16 апреля 1932 года в Москве было арестовано около ста священно- и церковнослужителей. В их числе оказался и диакон Пётр. Протокол его допроса содержал всего десять строк рукописного текста, потому что на вопросы он отвечать отказался. В следственном деле фигурируют около 70 человек, значится в нём и архимандрит Ивановского монастыря отец Иларион, который всё же скоро был освобождён из-под стражи. Освободили и диакона Петра, однако он был лишен права проживания в 12 населённых пунктах с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года.

В 1932 или 1933 году отец Иларион узнал о предстоящем закрытии и сносе Лазаревского кладбища в Москве, где был захоронен старец Кирилл. Отец Иларион перенёс и перезахоронил останки старца на кладбище хутора Чернецово. 
В 1931 году вблизи монастырского хутора началось строительство комбината «Дирижаблестрой» (сейчас – ОАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие») и жилого посёлка (сейчас – город Долгопрудный). В связи с этим в 1933 году Главным управлением Гражданского флота (ГУГВФ) на монастырской земле началась организация газового завода для выработки водорода для наполнения дирижаблей. Были построены два газгольдера и производственные корпуса. Пробный пуск производства водорода был сделан в 1936 году, а в 1937 году Долгопрудненский газовый завод № 244 (сейчас – Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза) был введен в эксплуатацию. К 1937 году на этом заводе работало 300 человек.

Некоторое время отец Иларион продолжал проживать на хуторе Чернецово и оказывал посильную помощь строителям газового завода, пока его не пригласили служить в расположенный неподалёку храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово на Долгом пруде. За содействие в строительстве руководство завода позволило отцу Иллариону по своему усмотрению распорядиться церковным имуществом упразднённого храма. Покидая своё местообитания в 1935 году, отец Иларион перенес в Виноградово из церкви Сергия Радонежского резной деревянный иконостас, иконы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского с частицами мощей, икону Божией Матери Черниговско-Гефсиманскую и некоторые другие святыни. Заводское начальство выделило транспорт для перевозки церковной утвари на новое место служения отца Илариона.

Постепенно отец Иларион привёл в порядок требующий ремонта Владимирский храм. В дополнение к правому Никольскому приделу он своими соорудил левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского, построил резные деревянные хоры для певчих в двух приделах, обновил артезианский колодец. Все ремонтные работы, даже на самых высоких местах на куполе, производились при его участии.

Бороться и искать, найти и поделиться!

Оффлайн Sirin

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 386
  • Glück Auf!
    • Просмотр профиля
    • Dolgopa.org
С декабря 1933 года настоятелем Владимирского храма был протоиерей Константин Сперанский. В 1936 году он был арестован и расстрелян (или погиб в лагере), а отца Илариона местные жители отстояли как искусного мастера-бессребреника. Отец Иларион в молодости испытал на себе все виды монашеских послушаний, но чаще всего он исполнял послушание кузнеца. Слыша издали удар молота, люди говорили: «Ну, это Иларион ударил». Отец Иларион был искусным мастером на все руки: жестянщиком, печником, кровельщиком, столяром, часовщиком, мог даже починить костюм. Знавшие его люди вспоминали, что отец Иларион всё делал бесплатно, отличался исключительным смирением, был молчалив, вежлив, часто при разговоре ласково улыбался.

С декабря 1933 года настоятелем Владимирского храма был протоиерей Константин Сперанский. В 1936 году он был арестован и расстрелян (или погиб в лагере), а отца Илариона местные жители отстояли как искусного мастера-бессребреника. Отец Иларион в молодости испытал на себе все виды монашеских послушаний, но чаще всего он исполнял послушание кузнеца. Слыша издали удар молота, люди говорили: «Ну, это Иларион ударил». Отец Иларион был чрезвычайно искусным жестянщиком и всем всё делал бесплатно. Знавшие его люди вспоминали, что отец Иларион отличался исключительным смирением, был молчалив, вежлив, часто при разговоре ласково улыбался.
 
С 1936 года отец Иларион стал настоятелем Владимирского храма. По окончании пятилетнего срока ссылки вернулся его брат, диакон Пётр. Через некоторое время он был рукоположен в иерея начал службу во Владимирской церкви. С этих пор братья Удодовы не расставались до самой смерти.

Постепенно стали возвращаться из Казахстана ивановские сёстры. Старались поселиться поближе к своему наставнику, но не у всех это получилось. Сёстры обустроились кто где мог и приезжали в Виноградово из самых различных мест: матушка Пахомия – из Тарасовки; рясофорные инокини Пелагея (Чиркова) и Мария (Ручкина) – из Лосиноостровской; сестра Анастасия – из Петушков. Инокиня Наталья (Прокофьева) приезжала из Киржача, где она работала медсестрой, и гостила подолгу – по пять-восемь дней. Бывшая келейница матушки Епифании инокиня Елисавета приезжала из Переславля-Залесского.

Несколько человек поселились в самом Виноградово при храме. Инокиня Татьяна (Лупнова) прислуживала алтарницей. В Виноградово также жили две её сестры – Пелагея (Ломазина) и Евдокия (Матвеева). Племянница матушки Ефросинии Ирина, певчая на клиросе, стала последней из ивановских сестёр, принявших постриг.

Некоторые из ивановских монахинь были впоследствии похоронены на Старомарковском кладбище в Виноградове.
Во время Великой Отечественной войны, с августа 1941 года до самой Победы, под престолом Владимирского храма села Виноградово тайно хранилась глава святого преподобного Сергия Радонежского до её возвращения в Лавру в апреле 1946 года. Именно отец Иларион облачал святые мощи преподобного Сергия в схиму и вернул святую главу к мощам. Но это – отдельная история…

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Чернецово был закрыт во второй половине 1930-х годов. Сначала в его стенах обустроили общежитие, а в 1978 году разместили Мытищинскую швейную фабрику «Знамя труда». Были разрушены шатровый купол и верхний открытый ярус звонницы, уничтожены лестницы и внутреннее убранство. Между первым и вторым светом было устроено сплошное перекрытие, расчленившее некогда единый объем на два этажа, прорезаны новые окна и двери. Часть конструкций стен юго-западного фасада и кровли была повреждена пожаром. С южной стороны к алтарной части был сделан пристрой на каменных столбах.

Постановлением Малого Совета Долгопрудненского горсовета № 91 от 24 июня 1993 года здание храма Преподобного Сергия Радонежского было передано в ведение общины Русской православной церкви. В 1994 году образовалась своя приходская община во главе с настоятелем, протоиереем Александром (Москаленко).

В 1998 году неподалёку от бывшего хутора Чернецово была возведена небольшая деревянная церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших».

Работы по восстановлению храма Сергия Радонежского начались летом 2002 года. Реставрацией занималась творческая архитектурная мастерская «Дабор». В срубе были заменены сгнившие венцы, восстановлены утраченные части, бревенчатые стены снаружи окрашены фасадной краской. Вместо не сохранившейся крутой лестницы с забежными ступенями на хоры на прежнем месте в притворе была устроена винтовая лестница. Все карнизы с резными подзорами, оконные и дверные блоки восстановлены по сохранившимся деталям. В 2005-2007 годы были построены купол, колокольня, расписан алтарь, проведены водопровод и канализация.

Сейчас в храме Сергия Радонежского проходят богослужения, имеется воскресная школа, устраиваются благотворительные обеды. Освящение восстановленного храма состоялось в 2014 году в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. «И вот снова новая свеча с верой зажглась на этом святом месте», – сказал, обращаясь к прихожанам, архиепископ Можайский Григорий, совершивший чин Великого освящения Храма.

Адрес храма Сергия Радонежского: Московская область, город Долгопрудный, ул. Зелёная, д. 4.

Список источников:
  • Баталов А.А. и др. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. – М., 2005 г.
    Бельский А. Дорога к Храму. Репортаж из Долгопрудного. Интервью с настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского протоиереем Москаленко Александром Васильевичем (vera.mipt.ru/hrams/sergiya/vera_ddecec6.html).
    Игумен Андроник (Трубачев). Судьба главы Преподобного Сергия. Журнал Московской Патриархии, № 04, 2001.
    Сайт Иоанно-Предтеченского женского монастыря ioann.org.ru.
    Тюфтякова Е. «Долгопрудный. Из прошлого в настоящее» (Большое историческое исследование окрестностей Долгопрудного начиная с XVI века).   
    Тюфтякова Е. Исторический очерк «Мой город – Долгопрудный». Статья «Храм святого Сергия Радонежского на хуторе Московского Ивановского женского монастыря». 2002 г.
    «Энциклопедия Долгопрудного» (dolgoprud.org).
Бороться и искать, найти и поделиться!

Оффлайн Sirin

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 386
  • Glück Auf!
    • Просмотр профиля
    • Dolgopa.org
Чтобы  два раза не вставать, тут же сообщу сведения об альманахе "Лига культуры", может, кто заинтересуется.

Условия публикации:
Обязательно нужно выслать краткую биографию автора, такого же наполнения, как Вы увидите в конце номера.
Статья должна быть в формате А-4 в количестве 8 страниц, кегль 12, литература приводится в конце статьи, цитаты берутся в "типографские кавычки", при наличии цитаты в цитате - снаружи "типографские кавычки", внутри - "двойные лапки".

Готовую статью нужно отправлять главному редактору Татьяне Слонимской на электронный адрес: rada-st@yandex.ru.

Архив номеров:
№ 1: https://docs.google.com/file/d/0B_6m-7QYfjrUMWxYdGxqQzVPb1k/edit?pli=1
№ 2: https://docs.google.com/file/d/0B_6m-7QYfjrUYk9kRVphbGxjS28/edit?pli=1.
№ 3: https://docs.google.com/file/d/0B_6m-7QYfjrUVTBuT3NPcXpJOTQ/edit?usp=sharing&pli=1
№ 4. https://docs.google.com/file/d/0B_6m-7QYfjrUYW9RZmlDRWw2dmM/edit
Бороться и искать, найти и поделиться!

Оффлайн Мартынов Сергей

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 466
    • Просмотр профиля
    • Энциклопедия Долгопрудного
Сдается мне, что это сильно урезанный вариант твоего текста трёхлетней давности  :)
На мой взгляд, получилось хорошо, подробностей в меру - не утомляют.
Но не дает покоя топоним "Чернецово" - я его не смог найти ни на одной карте, хотя на советских картах есть "Мон. Ивановск. хут." и "хутора Иванов. монастырь".
Откуда есть пошло Чернецово?

Оффлайн AEI

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 135
    • Просмотр профиля
"С 1907 года хутором формально руководила основательница церковно-приходской школы матушка Епифания"
Откуда сведения, что она была основательницей школы?
Может просто написать игумения монастыря матушка Епифания?

На сайте монастыря http://www.ioannpredtecha.ru/docs/151.htm указывается другая дата смерти матушки Епифании - 12 января 1931 года
« Последнее редактирование: 29 Мая 2014, 20:31:34 от AEI »

Оффлайн Sirin

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 386
  • Glück Auf!
    • Просмотр профиля
    • Dolgopa.org
Сергей, название Чернецово упоминается в книге "Окрестности города Долгопрудного", сборник заметок под ред. Ю.Н. Соловьевой, 2000 г. ("Алфавитный перечень населенных пунктов в окрестностях Долгопрудного". Ну и если в Интернете набрать "Чернецово Ивановский монастырь", выйдет много ссылок. Это название упоминается в книге Баталов А.А. и др. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. – М., 2005 г. Ну и у Кусова на схеме - тоже есть Чернцово (без "е").  Вот тут: http://fotki.yandex.ru/users/sirin-from-shrm/album/151377/ - картинки к статье. Первая же картинка - из книги Кусова.
Бороться и искать, найти и поделиться!

Оффлайн Sirin

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 386
  • Glück Auf!
    • Просмотр профиля
    • Dolgopa.org
Про Епифанию-основательницу упоминается на сайте монастыря. И у Баталова, если не ошибаюсь (под рукой нет текста).
Бороться и искать, найти и поделиться!

Оффлайн Sirin

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 386
  • Glück Auf!
    • Просмотр профиля
    • Dolgopa.org
На сайте монастыря http://www.ioannpredtecha.ru/docs/151.htm указывается другая дата смерти матушки Епифании - 12 января 1931 года

AEI, действительно, другая дата! В разных источниках разные сведения. Думаю, что на сайте монастыря - точнее. Потому что они собирают и обновляют сведения.
Бороться и искать, найти и поделиться!

Оффлайн Sirin

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 386
  • Glück Auf!
    • Просмотр профиля
    • Dolgopa.org
Доработанная статья была опубликована в альманахе "Лига культуры". Скачать альманах со статьёй можно здесь: https://drive.google.com/file/d/0B_6m-7QYfjrUdUd3NmpnQlZWSUE/view
Бороться и искать, найти и поделиться!