Не знаю, может, где-то инфа уже была... На всяк. случай сюда брошу.
Нашелся скан страницы газеты "Уральский рабочий" от 22 июля 1935 года. В духе эпохи эта страница больше чем на половину посвящена ожиданию дирижаблей.
Скан довольно смурной, поэтому некоторые фамилии участников событий помечены вопросиками (неразборчиво), зато остальной текст удалось расшифровать дословно:
Готовим причал для воздушных кораблей
МАЧТА ПОДНЯТА
ВЧЕРА на площадке за Нижне-Исетском поднята первая в Союзе, и самая высокая в Европе, сорокаметровая причальная мачта для дирижаблей.
Под'ем начался в 6 часов утра, Только-что склепанная 32-тонная конструкция лежала в паутине тросов, штаг, "мертвяков" (закопанных в землю бревен). Ведь всю мачту собирали и склепывали на земле. Это было экономичнее. Не надо было устанавливать больших лесов.
"Под'ем! Вся техника под'ема махины так тщательно продумана, что для опасений не оставалось места. Строитель мачты — один из старейших воздухоплавателей Советского Союза тов. Ассберг и его заместитель, тов. Пастухов спокойны.
Под'емом руководят инженер внешнего монтажа Уралмашзавода, молодой специалист тов. Орехов и мастер Чубаров. У семи лебедок расставлены 32 рабочих. Несколько человек следят, чтобы не сдвинулись "мертвяки".
Под'ем проходит спокойно, без суетни, метаний, криков. Только скрипят лебедки и командует Чубаров: "Третья и седьмая лебедки — вира!". Он умело передвигает людей на более слабые участки, зорко следит за каждым колебанием конструкции. За 16 лет работы Чубаров поднял 140 мостовых кранов.
Вращаются ручки лебедок, но мачта кажется совершенно неподвижной, так медленно, так плаано уменьшается угол между ней и штагами. Растущей мачте мешают переплетенные над ее "головой" тросы штагов, и Чубаров командует "Расчаливай!".
Бесстрашные такелажники, "верхолазы", Дуплин а Маклаков(?). карбкаются по перелетам наклонной мачты. Она растет! Она поднимается без сильных прогибов.
Мачта рождалась в трудностях. Нехватало квалифицированных рабочих. Но вместе с железной конструкцией, - росли люди; Басков, пришел сюда рабочим с торфяника, теперь он такелажник. Стал такелажником и Маклаков(?). Ударно работал мастер Чубаров, бригадир такелажников Борисов, сборщик Чукашин(?), моторист Матвеев, плотник Окулевский.
На строительство приезжает главный инженер Уралмашзавода т. Левенберг.
- Как дела?
Мачта уже имеет наклон не больше чем наша "падающая" Невьянская башня. Она — стройная и ажурная — встает "ногами" на фундаменты. Три часа дня. И только теперь строители вспоминают, что надо пообедать...
Установка мачты завершается под'емом красного флага. Он весело развевается на ее вершине. Это первая в Советском Союзе краевая точка дирижабельных путей, которые создаются волей партии и правительства.
Н. Рен (?).
ИСПЫТАНИЯ „В-6" ЗАКОНЧЕНЫ.
Построен скоростный дирижабль
Москва, 21 июля "Правда" сообщает: 19 июля работники Дирежаблестроя рапортовали тт. Сталину, Молотову, Ворошилову, Андрееву, Чубарю и руководителям Аэрофлота о постройке нового полужесткого дирижабля "В-7" "Челюскинец", об'емом 9.500 кубометров, и об окончании испытаний полужесткого корабля "В-6" "Осоавиахим" об'емом 18.500 кубометров. На-днях новый воздушный корабль "В-7" совершил первый пробный полет. Несмотря на дождь и большую облачность, "Челюскинец" показал высокие летные - качества. Новый дирижабль - скоростный корабль. По своей конструкции он значительно отличается от всех построенных у нас до сих пор дирижаблей. Корабль спроектирован, построен и собран, главный образом, силами молодых советских инженеров. Сборка дирижабля произведена в рекордный срок — два месяца.
ПЕРВАЯ В СОЮЗЕ И САМАЯ ВЫСОКАЯ В ЕВРОПЕ
Парк дирижаблей в Советском Союзе быстро растет. Необходимо создать для них удобные швартовые точки.
Дирижабли можно принимать на руки с последующим вводом в эллинг, либо на причальные мачты (исключая посадку на воду без посторонней помощи). При приеме на руки нужна команда от 200 человек и больше. При наличии же мачты дирижабли могут принять почти при любых метеорологических условиях и в любое время суток 7—10 человек. Сейчас на земном шаре имеется десятка два причальных мачт. Самая высокая - 64-метровая — находится в Америке в Детройте.
Установленная в Свердловске 40-метровая мачта—самая высокая в Европе и первая в Союзе. В верхней части мачты будет пассажирская площадках а выше ее, на самой макушке мачты — рабочая площадка с причальным конусом. Работы второй очереди предусматривают постройку и монтаж стрелы, которая позволит снижать причаливший дирижабль до уровня земли в том случае, если понадобится снять тяжелый груз или отремонтировать мотор.
Поднятая под Свердловском мачта предназначена для приема в первую очередь дирижабля "В—6", имеющего об'ем 18 с половиной тысяч кубометров. Основные данные дирижабля "В—6": длина 110 метров, высота 22, три мотора водяного охлаждения общей мощностью в 780 лошадиных сил. Продолжительность полета — 35 часов без посадки. Дальность беспосадочного полета—3.500 километров. При этих условиях полезная нагрузка корабля 23 пассажира и 4 тонны грузов.
Расстояние от Москвы до Свердловска "В-6" будет проходить при нормальных условиях в 16—19 летных часов без промежуточных посадок.
Являясь первой мачтой в Союзе, Свердловская мачта имеет как научно-исследовательское, так и опытно-эксплуатационное значение. Опыт этой мачты раскроет нам необходимость переделок и доделок конструкций и механизмов мачты для ввода ее в последующее серийное производство. В то же время наш молодой летно-под'емный состав освоит технику причаливания дирижабля к мачте. Велико значение мачты и для самого Свердловска. Рейсы "В—6" еще крепче свяжут центр Урала с Красной столицей.
Ровно год назад Облисполком закрепил за Дирижаблестроем участок за Нижне-Исетском. Полгода назад началась постройка мачты. 21 июля мачта, построенная Уралмашзаводом установлена. Решить эту задачу можно было только благодаря содействию, которое оказали Дирижаблестрою Обком партии, Облисполком и другие организации области. Активную помошь строительству оказали начальник управления Наркомвнудела (?) т. Решетов, Востокосталь — т.т. И?
? и С?
?; Уралмашазавод - т.т. Авербах (?), Владимиров, Левенберг, К???ров (?), Короткова (?).
Начальник строительства, уполномоченный Дирежаблестроя, инженер-воздухоплаватель Ф.Ф. АССБЕРГ.
Первая в Союзе дирижабельная причальная мачта поднята. Сегодня 22 июля начнется монтаж лестницы, установка площадки и другие работы. Их намечено закончить к 1 августа. Строители с нетерпением ожидают прибытия из Москвы механизмов.
На фото: один из моментов под'ема мачты. Вверху - уполномоченный "Дирижаблестроя" т. Ф.Ф. Ассберг.
Отсюда:
http://aragont.livejournal.com/338994.html