Форум Общества краеведов города Долгопрудный
Новости => Анонсы событий => Тема начата: Sirin от 01 Ноября 2014, 07:46:24
-
5 ноября 2014 г. Центральный дом архитектора (Гранатный пер., 7-9, м. Баррикадная), в 19-00 лекция Владимира Паперного "Тема воды и света в советской архитектуре и кино 1930-х годов".
(http://i.archi.ru/i/420/175427.jpg)
В рамках культурно-образовательной программы Международного конкурса на разработку градостроительной концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке, состоится лекция известного культуролога, исследователя и публициста Владимира Паперного, посвященная анализу отражения идеологии строительства коммунистического общества в архитектуре и кинематографе 1930-40 годов прошлого века, а точнее, созданию образа совершенного города при помощи кардинальной реконструкции ландшафтов вдоль Москва-реки в патетической стилистике сталинского ампира.
В принятом в 1935 году Генеральном плане Москвы большое внимание уделялось теме воды. И это было связанно не только с актуальностью целого ряда проблем обеспечения столицы советского государства водой, но и необходимостью развития речной инфраструктуры с учетом возрастающей транспортной нагрузки на «Порт пяти морей». Но еще более значимой для Правительства СССР была задача создания патетического облика Москвы, олицетворявшего успех и процветание всей страны Советов. Прекрасные гранитные набережные и пристани, украшенные величественными скульптурами трудящихся, в блеске солнечных лучей и бликов на воде – таким должен был видеть весь мир страну, идущую к коммунизму.
Результаты усилий тысяч инженеров, архитекторов, рабочих и заключенных демонстрировались в советских кинолентах, таких как «Волга-Волга» и «Светлый путь». Страна должна была гордиться своими достижениями и режиссёры мастерски демонстрировали величие и красоту обновленной Москва-реки. Архитектура, вода и свет становятся инструментами для прославления государственного строя, создавая идеальную картину мира, населенного совершенными людьми.
Подробнее: http://archi.ru/events/11316/tema-vody-i-sveta-v-sovetskoi-arkhitekture-i-kino-1930-kh-godov (http://archi.ru/events/11316/tema-vody-i-sveta-v-sovetskoi-arkhitekture-i-kino-1930-kh-godov)
P.S. Я знаю, что Н.С. нам лекцию прочесть хочет в этот день. Но всё-таки склоняюсь к тому, чтобы пойти на Поперного. Да простит меня Н.С.! Кто со мной?!
-
Быть может, я.
P. S. В заголовке анонса - "ноября".
-
А в тексте - "декабря".
Всё-таки ноябрь?
-
В пруфе - 5 ноября:
(http://i.archi.ru/i/420/175428.jpg)
А лекция Карпова будет обзорная по городу, матёрые краеведы вряд-ли что-то новое узнают.
-
Быть может, я.
P. S. В заголовке анонса - "ноября".
НОЯБРЯ! Конечно же, ноября! Извиняюсь за ошибку, исправила!
Да, лекция Карпова будет обзорная, и, конечно же, я не надеялась узнать что-то новое из неё, просто считаю целесообразным своим присутствием всячески поддерживать краеведческое движение в нашем городе :-) Ну, а тут такой случай, когда надо делать выбор. И я его делаю в пользу "воды и света".
-
Ну вот, побывала на лекции! Было интересно. Не скажу, что узнала какие-то принципиально новые откровения, но был освещён ряд любопытных нюансов. Пишу конспективно, только отдельные, наиболее яркие (на мой взгляд) тезисы.
"Москва - порт пяти морей". Этот лозунг был на слуху у всех советских людей начиная с 1930-х гг. Даже я его помню :) Появление лозунга связано с грандиозными планами обводнения Москвы (читайте статью из Вики, очень интересно: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E0%ED_%EE%E1%E2%EE%E4%ED%E5%ED%E8%FF_%E3%EE%F0%EE%E4%E0_%CC%EE%F1%EA%E2%FB) в рамках Генплана. О Генплане впервые заговорили в 1931 году, а в 1935 году он был принят. Генплан 1935 года "страдал гигантоманией" и не был реализован в полной мере - на это просто не было ресурсов (интересный пост -"Призраки генплана 1935 года. Следы нереализованных идей": http://moscowwalks.ru/2014/07/29/genplan-1935/).
Идея обводнения Москвы и создания водных транспортных путей возникала в разные исторические эпохи (об этом было хорошо сказано в лекции Игоря Кувыркова про строительство канала "Москва-Волга", поэтому я не буду тут повторяться).
Но вообще-то Москва долгое время была антисанитарной в сравнении с другими столицами Европы.
1492: в Кремле был построен первый водопровод.
1638: был построен второй водопровод (тоже действовал только на территории Кремля).
1804: первый водопровод "для города", а не только на Кремль.
1692-95: строительство Сухаревой водонапорной башни.
1859: строительство двух Крестовских водонапорных башен.
Про антисанитарное состояние Москвы к началу 1900 гг. я, кстати, упоминаю в своей книге - в связи с явлением "дачного бума". Эта проблема не была решена в предреволюционный период. Перед советским правительством стояла цель обеспечить Москву современными системами водоснабжения и канализации.
Исторический контекст коренных архитектурных преобразований столицы был таков:
Конец 1920-х гг.: коллективизация, голод и урбанизация. Коллективизация стала причиной голода, голод побуждал людей (в основном, крестьян) перебираться в крупные города. Был достигнут беспрецедентный в истории человечества темп урбанизации - миллионы людей стекались в Москву! В столицу также бежали, чтобы спрятаться от раскулачивания, зажиточные и предприимчивые люди. Многие из них впоследствии заняли посты разного уровня в правительственных структурах.
Октябрь 1930 г.: засекречены географические карты. Закрываются границы, запрещается выезд за рубеж. На картах и планах, изданных в СССР, специально искажают информацию.
Июль 1931 г: объявлен архитектурный конкурс на проект Дворца советов.
1931-33 гг.: строительство Беломоро-Балтийского канала.
1932-37 гг.: строительство канала Москва-Волга.
1933 г.: объявлены архитектурные конкурсы на проекты Дома радио и Дворца труда.
1934 г.: объявлены архитектурные конкурсы на проекты Дома техники и Дома наркомтяжпрома.
1934 г.: утверждён проект Дворца советов.
Декабрь 1934 г.: убийство Кирова и начало массовых репрессий.
19 июля 1935 г.: утверждён Генплан Москвы.
По Генплану 1935 г. набережные должны были стать новым центром Москвы, на набережных предполагалось возвести "более высокие и наиболее архитектурно оформленные здания". При этом за основу для архитектурных решений предлагалось взять архитектурные и водоснабдительные идеи Востока, а не запада (арыки, фонтаны, подземные коммуникации).
На Северном речном вокзале идея "порта пяти морей" выражена, в частности, в северной и южной ротонде (северная - с полярными мишками, южная - с дельфинами). Тема воды в фильме "Волга-Волга".
Перед советским искусством и кино была поставлена задача отражать мечты таким образом, как будто они уже воплотились. Поэтому в кадрах того времени можно увидеть различные не реализованные проекты (например, Дворец советов, о нем можно прочесть тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E2%EE%F0%E5%F6_%D1%EE%E2%E5%F2%EE%E2). Тема света в фильме "Светлый путь".
Оформление входов на примере Северного входа ВДНХ. Гигантские арки символизируют сакральность понятий "граница" и "вход" (напомним, что границы страны уже на замке).
Вот, вкратце я рассказала то, что касается краеведческой тематики, кинематографа не касалась, а там тоже был ряд любопытных идей.
У меня есть аудиозапись лекции, но я не могу её выложить или переслать из-за большого объёма (35,6 Мб). Поэтому рассказала вкратце.
-
Ну вот, побывала на лекции!
К великому сожалению, не удалось попасть. И ведь доехал уже до Краснопресненской, уже на улицу вышел – и пришлось вернуться! Незадача...
-
К великому сожалению, не удалось попасть.
Жаль, лекция была действительно интересной, иллюстративный материал хороший. После лекции задавали вопросы, в основном, по архитектуре.