Форум Общества краеведов города Долгопрудный
Территории => Дирижабли и дирижаблестроение => Тема начата: Sirin от 28 Октября 2013, 12:49:24
-
В конце марта 1935 года Приказом по аэрофлоту начальником Дирижаблестроя был назначен 44-летний ветеран Гражданской войны, коммунист Сергей Гаврилович Хорьков. Призванный в Первую мировую в ряды вооруженных сил, Октябрьскую революцию он встретил на фронте председателем солдатского комитета авиачасти. За боевые заслуги Хорьков был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды и другими боевыми наградами. После войны Хорьков был командиром эскадрильи, начальником оперотдела, начальником штаба ВВС РККА и начальником Военно-воздушной академии им. Жуковского, членом Центрального совета Осоавиахима СССР, членом Моссовета, членом Дирижабельного комитета.
На руководящей должности Хорьков пробыл до 6 февраля 1938 года, пока не случилась катастрофа дирижабля СССР В-6.
Хорькова арестовали сразу после катастрофы.
Из «Сводки важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 7-8 февраля 1938 г.»:
ХОРЬКОВ С.Г., директор дирижаблестроительного завода № 207. Допрашивал: КУЗНЕЦОВ.
Показал, что он является участником антисоветской организации, существовавшей в авиационной промышленности, в которую был вовлечен в 1936 году ТУПОЛЕВЫМ А.Н.
В эту вредительскую организацию, кроме ТУПОЛЕВА, входил *ЧЕРНЫШЕВ*[6] — бывший начальник 3-го отдела 1-го главка НКОП, *ПУТИЛОВ*[7] — бывший главный инженер и главный конструктор 207 завода, и *РУДИНЦ*[8] — бывший заместитель директора 207 завода.
ХОРЬКОВ по контрреволюционной работе был связан с ТКАЧЕВЫМ — бывшим начальником Аэрофлота, и КУЦЕМ — начальником управления воздухоплавания аэрофлота (арестован, сознался).
Контрреволюционная подрывная деятельность ХОРЬКОВА заключалась в том, что по указанию ТУПОЛЕВА и ЧЕРНЫШЕВА он саботировал выполнение постановления СТО от 10 августа 1936 года «О развитии дирижаблестроения».
Вместе с ПУТИЛОВЫМ и РУДИНЦЕМ сорвал план строительства дирижаблей в 1937 году. Знал и всячески покрывал вредительство в конструкторском бюро № 3 (по дирижаблю системы Циолковского), которое проводил бывший начальник ракетной группы КИМ.*[9]
По линии капитального строительства вредительская работа заключалась в том, что путем составления неправильных титулов годового строительства средства были распылены по второстепенным объектам и лишь совершенно недостаточные средства были выделены на эллинг № 1.
Принимал участие в срыве подготовки дирижабля В-6 для спасения группы ПАПАНИНА, который осуществлялся помощником начальника Аэрофлота ШИРОКИМ и исполняющим обязанности начальника Управления Воздухоплавания КУЦЕМ.
ХОРЬКОВУ было известно, что ШИРОКИЙ, несмотря на срочность задания правительственной комиссии по подготовке дирижабля к полету, всячески эту подготовку запутывал и затягивал, не обеспечив нужного контроля как за подготовкой самого корабля, так и за его необходимым снаряжением.
Непосредственным исполнителем подготовки полета дирижабля и его обеспечения должен был являться КУЦ, который для подготовки вылета дирижабля В-6 абсолютно ничего не делал и по существу вел линию на срыв правительственного задания.
На Хорькова была возложена задача оказать помощь в монтировании на дирижабле разного оборудования и подготовить для подъема группы ПАПАНИНА со льда на корабль специальный трос.
ХОРЬКОВ умышленно всей работы своевременно не организовал, и изготовление троса было задержано. Помощи в монтаже радиооборудования оказано не было.
Таким образом, ХОРЬКОВЫМ, ШИРОКИМ и КУЦЕМ велась линия на срыв правительственного задания по вылету дирижабля, и вылет дирижабля был осуществлен только благодаря непосредственному вмешательству самой правительственной комиссии и работников НКВД, которые подготовили вылет.
Показания являются первичными.
КУЦ В.Ф., бывший начальник Управления воздухоплавания Аэрофлота. Допрашивали: КУЗНЕЦОВ, ФИЛОН, ЖУКОВ.
Показал, что в контрреволюционную организацию, существовавшую в ГВФ, он был вовлечен в апреле 1937 года секретарем парткома *БАРАНОВЫМ*[10].
КУЦ сообщил, что ему со слов БАРАНОВА известны как члены контрреволюционной организации в ГВФ — заместитель начальника ГВФ ШИРОКИЙ и директор дирижаблестроительного завода № 207 ХОРЬКОВ.
По заданию члена контрреволюционной организации, бывшего начальника ГВФ ТКАЧЕВА, КУЦ дезорганизовал работу Управления Воздухоплавания, в частности, сорвал строительство аэропортов в Москве и Свердловске.
КУЦ и ШИРОКИЙ пытались сорвать задание правительственной комиссии по подготовке вылета дирижабля В-6 на спасение группы ПАПАНИНА.
Показания являются первичными».
Источник: http://istmat.info/node/26018
19 марта 1938 года ВКВС СССР Хорьков был приговорен к высшей мере наказания по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации и в тот же день приговор был приведен в исполнение на «расстрельном полигоне» в «Коммунарке». Сергей Гаврилович был реабилитирован 12 июля 1957 года.
-
Жуть какая.
Признался, приговор и в тот же день расстрел.
А Туполева сохранили, видать сильно нужен был.
-
Жуть какая.
Признался, приговор и в тот же день расстрел.
А Туполева сохранили, видать сильно нужен был.
Про Туполева - отдельная интересная история, кстати! Но - не сейчас.
Сергей, ты добавь информацию про Хорькова в раздел по истории СССР В-6. Получается, что в этой катастрофе погиб не только экипаж... Интересно, какие последствия имела авария СССР В-10? Надо бы и эту историю изучить внимательнее.
-
Ужасы 37-го года, как это все печально.
-
Что любопытно, начальник Управления воздухоплавания ГВФ СССР Виктор Фёдорович Куц был арестован 5 (?) февраля. Т.е. не в день катастрофы, а в день вылета СССР В-6. Так ли это или на сайте опечатка?
Родился в 1904 г., г. Ташкент; украинец; образование незаконченное среднее; член ВКП(б).
Проживал: Москва, ул. Кропоткинская, д. 12, кв. 3.
Арестован 5 февраля 1938 г.
Приговорен: ВКВС СССР 19 марта 1938 г., обв.: участии в к.-р. террористической организации.
Расстрелян 19 марта 1938 г. Место захоронения - Московская обл., Коммунарка. Реабилитирован в июне 1990 г. Пленумом Верховного Суда СССР .
Источник: Москва, расстрельные списки - Коммунарка.
Отсюда: http://lists.memo.ru/index11.htm
-
Цитирую:
"В августе 1936 г. правительство приняло решение о развертывании строительства дирижаблей. Однако на 1 июля 1937 г. из 22 миллионов рублей было освоено лишь 3 миллиона. Это было связано в первую очередь с проблемами дирижаблестроения, которое в тот период все же не являлось первоочередной задачей. Но это стало рассматриваться как результат сознательного торможения, направленного на срыв плановых заданий, т. е. как результат вредительских действий руководства.
5 февраля 1938 г. был арестован начальник управления воздухоплавания ГВФ B. Ф. Куц. Протокол его допроса от 13 февраля был направлен Сталину. Тот внимательно прочитал материал и дал указание арестовать второго секретаря парткома ГУ ГВФ, которого Куц назвал как участника «вредительской» организации в системе Гражданского воздушного флота: «Т. Фриновскому. Арестован ли второй секретарь парткома аэрофлота Баранов. Надо арестовать» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 335. JI. 108). Секретарь парткома Н.В. Бабушкин был уже арестован (см. Док. № 39): После 1936 г. дирижаблестроение было передано в Наркомат оборонной промышленности, при этом эксплуатационные мероприятия были оставлены за Гражданским воздушным флотом. Поэтому Куц доказывал, что дирижаблестроительному заводу № 207 передали эллинг и производственные мастерские, а в итоге это не позволило в полной мере завершить строительство центрального порта в городе Долгопрудном и под Свердловском.
5 февраля 1938 г. в 19 км от Кандалакши потерпел катастрофу дирижабль В-6. Из 19 человек экипажа 13 человек погибли, 3 были легко ранены, а 3 человека остались невредимыми. 7 февраля утром оставшиеся в живых члены экипажа были найдены.
В протоколах допросов В.Ф. Куца и директора завода № 207 комбрига C. Г. Хорькова речь шла, главным образом, о причинах катастрофы. Перелет по маршруту Москва — Мурманск — Москва дирижабля В-6, построенного в 1934 г., рассматривался как подготовительный для дальнейшего участия экипажа в спасении папанинцев.
При расследовании обстоятельств катастрофы выяснились подробности подготовки перелета. Вылет был задержан на 7 часов. Потребовалось устранять неполадки в радиоаппаратуре, неисправности в моторе. Специальное арктическое оборудование было подготовлено НКВД. Плохие погодные условия не позволили сразу вывести дирижабль, и потребовалось привлечь военнослужащих одной из частей НКВД. Обнаружились неполадки в коллекторе для перекачки газа из газгольдеров в оболочку дирижабля. Подготовка к полету, таким образом, проводилась в спешке, что не могло не отразиться не ходе полета.
Обвинения были выдвинуты и против Ткачева, который якобы не давал средств на строительство эллинговых площадок, а в отношении Туполева, директора завода Хорькова, Куца, Баранова отмечалось, что вся их работа расценивалась как подрывная, направленная на срыв отечественного дирижаблестроения (ЦА ФСБ России. АСД Р-39279)".
Источник: http://www.k2x2.info/politika/lubjanka_sovetskaja_yelita_na_stalinskoi_golgofe_1937_1938/p51.php
Что-то не сходится. Катастрофа-то произошла 6 февраля, а не 5. Где-то в документах ошибка.
-
Информацию про Хорькова добавил к описаниям:
- Дирижабли и дирижаблестроение
http://dolgoprud.org/photo/?sect=9&subsect=103&photo=3515
http://dolgoprud.org/photo/?sect=9&subsect=103&photo=3516
http://dolgoprud.org/photo/?sect=9&subsect=103&photo=3519
- Предприятия и учреждения
http://dolgoprud.org/photo/?sect=8&subsect=89&photo=2988
-
Информацию про Хорькова добавил к описаниям:
- Дирижабли и дирижаблестроение
http://dolgoprud.org/photo/?sect=9&subsect=103&photo=3515
http://dolgoprud.org/photo/?sect=9&subsect=103&photo=3516
http://dolgoprud.org/photo/?sect=9&subsect=103&photo=3519
- Предприятия и учреждения
http://dolgoprud.org/photo/?sect=8&subsect=89&photo=2988
Спасибо! Думаю к февралю написать статью в нашу газету про Хорькова и тех, кто вместе с ним был осужден. Какой же ужас, если вдуматься: похоже, В-6 был обречён задолго до катастрофы, и остальные дирижабли - тоже. Сикось-накось, второпях, по указке сверху, не считаясь с реальностью, готовили сверхурочные полёты. Вопрос был только во времени - рано или поздно что-нибудь, да случилось бы. Погибли бы люди при катастрофе, другие - в результате её "расследования". О дирижаблях и людях думали, заботились меньше всего...
-
Любопытно!
Именной алфавитный указатель посетителей кремлевского кабинета И.В. Сталина (1924-1953 гг.), февраль 1938 года (http://istmat.info/node/1951#_edn2)
3 февраля 1938 г.:
тов. Гудованцев в 3 ч. 00 м., выход 3 ч. 25 м.
тов. Слепнев в 3 ч. 00 м., выход 3 ч. 25 м.
тов. Ушаков в 3 ч. 00 м., выход 3 ч. 25 м.
тов. Хорьков в 3 ч. 00 м., выход 3 ч. 25 м.
тов. Широкий, в 3 ч. 00 м., выход 3 ч. 25 м.
Фамилии Гудованцева и Широкого подчёркнуты красным карандашом.
4 февраля 1938 г.:
Микоян - 23.10—0.15
Гудованцев - 23.10 — 0.15
Ушаков - 23.15 — 0.15
Фамилии Гудованцева и Ушакова подчеркнуты красным карандашом.
Слепнёв Маврикий Трофимович (1896—1965) — лётчик советской авиации, участник Великой Отечественной войны, полковник, пятый Герой Советского Союза (1934). Ззаместитель начальника Главной инспекции, с 1935 командир подразделений дирижаблей Гражданского воздушного флота, Герой Советского Союза (1934), полковник (1936).
Ушаков Георгий Алексеевич (1901—1963) — советский исследователь Арктики, доктор географических наук (1950), автор 50 научных открытий. В 1934 г. заместитель начальника Главного управления Северного морского пути.
Широкий Иван Федорович (1893—1938) — с 22 февраля 1936 г. второй заместитель начальника Главного управления Гражданского воздушного флота, комдив, с 28 мая 1936 г. председатель правления авиалинии Москва-Прага. Широкий Иван Федорович родился в 1893 г., Новгородская губ., Люблинская вол. Боровичский уезд, д. Замошье; русский; образование высшее; член ВКП(б); зам. начальника Гл. управления ГВФ. Проживал: Москва, Волочаевская ул., д. 1/2, кв. 35. Арестован 9 февраля 1938 г. Приговорен: ВКВС СССР 8 апреля 1938 г., обв.: к.-р. деятельности. Расстрелян 8 апреля 1938 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Коммунарка. Реабилитирован в июле 1956 г. ВКВС СССР.
Гудованцев Н.С. — пилот, командир дирижабля «В-2».