Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Игорь Кувырков

Страницы: 1 2 [3] 4 5 6
31
Недавно приятель побывал в Ленинке и из-под полы пофотографировал газеты конца 1930-х годов, связанные с каналом Москва-Волга. Кое что попалось и про Хлебниково. По клику можно достать оригиналы фото. Ничего не редактировал.












32
Дореволюционные и послереволюционные издания, эмигрантская и советская пресса:
http://labas.livejournal.com/844919.html

Только эмигрантская пресса:
http://labas.livejournal.com/1088889.html

33
Химки / Последний Траханиотов
« : 31 Декабря 2014, 21:44:45 »
Только полностью ненормальный краевед способен похвастаться находкой за 2,5 часа до Нового года. Все уже в салатах, предвкушениях Нового года и ирониях судьбы, а некоторые хвасатются своими находками.
Так вот, ближе к теме.
Кажется найден один из последних носителей фамилии Траханиотовых. Тех самых, кто почти 300 лет владели Успенским-Трахонеево и, при смене сословных формаций, уступили место новому, более капиталистическому обществу.

Найден в к книге Панчулидзев, С. Сборник биографий кавалергардов 1724-1908. тт. 1-4. Спб.1901-1908:

Иван Николаевич Траханиотов,
1730—,
сын лейтенанта морского флота Николая Ивановича, принадлежал к старинной дворянской фамилии, ведущей свое начало от греческого выходца, приехавшего в Poccию в XV в. в свите Софии Палеолог. И. Н. Траханиотов начал службу в 1742 г. рейтаром в лб.-гв. Конном полку; в 1755 г. из каптенармусов этого полка Траханиотов был пожалован в поручики и гренадеры Лейб-Компании. При раскассировании ея, в
1762 г., Траханютов был произведен в капитаны, затем в том же году он «был при восшествии на престол» Императрицы Екатерины II и 28 июня взять в кавалергарды, с зачислением сначала во Владимирский драг. полк, в 1764 г. — в С.-Петербургский караб. полк, а в 1767 г. — в Нарвский караб. полк. В 1768 г. произведен в секунд-майоры.
В августе 1768 г. Траханиотов просил уволить его «от воинской и статской службы» в отставку «за слабым его здоровьем», а 24 сентября, по докладу гр. Г. Г. Орлова, он был отставлен, с пенсией и чином премьер-майора.
В 1743 г. за отцом И. Н. Траханиотова числилось 495 душ крестьян в Московском (с. Успенское), Владимирском и Дмитровском уездах.

34
Коллеги!
Хочу обратить ваше внимание на интересного учёного, Галину Ульянову. Её сайт - http://galinaulianova.ru/
Особенно интересны (по моему мнению) две книги:
- Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914. Словарь купцов-благотворителей. 2-е изд. - М.: Форум, 2014.
- Г.Ульянова- Дворцы, усадьбы, доходные дома. Исторические рассказы о недвижимости Москвы и Подмосковья (2012) https://yadi.sk/i/HajI_dccdUyzR

35
Химки / Мосты округи Ивакино. Часть 2
« : 13 Декабря 2014, 20:31:31 »
В интернете был найден список пристаней канала Москва-Волга. Несмотря на непонятность его происхождения, информация весьма точная. Вот что там написано:- пристань Ивакино (12 км) - расположена на правом берегу канала, в районе устья реки Клязьмы, вблизи деревни того же наименования, у бывшего автомобильного парома.- пристань Павельцево (13 км) - расположена на северном берегу Клязьминского водохранилища, на некотором удалении от деревни того же наименования.Пристань Ивакино действительно существовала в районе устья Клязьмы, и о ней рассказ будет дальше, а под пристанью Павельцево по-видимому подразумевали причал для нефтеналивных судов. А вот что очень интересно для темы нашего рассказа – «у бывшего автомобильного парома». Вот оно как! Получается, что на месте старого моста была отрыта паромная переправа, способная перевозить автомобили! Вот почему сделали бульдозерами выемку - для удобства подъезда к берегу автомобилей!Но паромная переправа просуществовала очень недолго. Хотя следы подъезда к ней и даже небольшая отсыпка грунта в Клязьму заметна до сих пор:



Более поздние времена более отчётливы в воспоминаниях моего отца. После 1953 года был сооружён пешеходный понтонный мост. В качестве понтонов были использованы обычные бочки из-под солярки. Импровизированные понтоны были глубоко притоплены и деревянный настил находился всего сантиметрах в двадцати от поверхности воды. Но, несмотря на явно временное решение, мост был оборудован перилами. Этот мост пересекал Клязьму в одном из самых узких мест и мой отец тоже бегал по нему в школу. В этом месте мост простоял года два, примерно до 1955 года. После чего, по настоянию сельсовета, Павельцевская нефтебаза построила на месте железнодорожного моста более солидный пешеходный понтонный мост из мощных бонов.


Понтонный мост. На заднем плане - церковь в Павельцево.Ракурс примерно тот же, что и на самой первой фотографии поста (фото середины 1960-х годов)

Мост был разводной и когда в Павельцевский залив заходили или выходили речные танкеры, специальный водомётный катер под названием «Нефтяник» разводил мост, отцепляя его от павельцевского берега. Не было ничего более интересней, чем покататься на краю моста во время его разведения! Не был ничего более обидней, когда мост разводили у тебя под носом, а ты торопился на электричку в Хлебниково. Процедура длилась не менее получаса.Для того, чтобы получше разобраться в ситуации, подготовил схему на основе спутникового снимка лета 1966 года:



Долго и славно служил этот понтонный мост. Мост рвался, его чинили. Он опять рвался, его опять чинили.


Понтонный мост (фото 1973 года)

Боны проржавели, мост стал подтапливаться. Деревянный настил поменяли на металлический.


Понтонный мост (фото 1993 года)

Но не выдержал мост в эпоху бурного строительства капитализма. Павельцевская нефтебаза перестала его обслуживать, мост разорвался и вытянулся вдоль ивакинского берега. Случилось это примерно в 2005 году.


Понтонный мост (фото начала 2000-х годов)

Восстанавливать его уже не стали. Потому что берега были скуплены под увеселительные заведения и мост мешал беспрепятственно кататься по водной глади Клязьмы от Павельцевского залива до канала на всяческих маломерных и не совсем судёнышках и судах.Боны некоторое время болтались около берега, потом потихоньку исчезли. Говорят, что одна или две штуки лежат на дне у ивакинского берега.

Небольшое отступление от темы, но без него не связываются узелки повествования.

Как было написано выше, существовали исторические связи Ивакино и деревнями и сёлами, расположенными восточнее – Мысово, Котово. Дети ходили в школу, постарше женились и т.п. После строительства канала Ивакино оказалось отрезано от этих населённых пунктов. Для компенсации неудобств была устроена переправа через канал на упоминавшемся катере «Нефтяник». Стартовала переправа от той самой пристани Ивакино, что находилась в устье Клязьмы. Финишировал катер тоже в русле Клязьмы, но уже с другой стороны канала, для чего была построена небольшая пристань между каналом и насосной станцией Гранитного завода.

Фотографию «Нефтяника удалось» разыскать, вот только он на втором плане и рассмотреть его непросто. На переднем же плане драга, углубляющая фарватер от канала к Павельцевскому заливу, к нефтебазе:


Фото 1962 года.

Сам «Нефтяник»:



С фотографией старой пристани Ивакино оказалось проще. Не очень показательные фотографии, но нашлись:


Фото 1968 года.

Перевоз на катере прекратился наверно в конце 60-х годов, после чего пристань со стороны Ивакино развалилась и остались от неё только торчащие из воды опоры. Сегодня осталось только название бухточки - «Старая пристань». Да и то мало кто помнит.Эстафету перевозки через канал подхватили частники и за небольшую денежку, копеек 10 с человека, перевозили жаждущих на самодельных деревянных вёсельных лодках. Один из перевозов был у заградворот и заведовал им грек Ставрик, другой – как раз вдоль бывшего маршрута «Нефтяника». Капитаном выступал наш сосед, Тарарин.

Ну и в самом конце эпопеи о мостах немного повторюсь и расскажу о мосте, который планировался быть также невдалеке от Ивакино.Это мост Рогачёвского тракта через канал в районе Глубокой выемки. В проектной документации мост имел №407 и официальное название «Мост Старо-Рогачёвского шоссе». На схеме обозначен около отметки 120:



Для начала надо вспомнить, что же из себя представлял Рогачёвский тракт во времена строительства канала. Это была достаточно важная магистраль, соединявшая село Рогачёво и Москву. Рогачёво «богатое торговое село» - так называли его в 16-18 веках благодаря расположенной недалеко от села пристани на реке Сестре. Это была ближайшая к Москве точка, куда суда могли доставлять товары с Верхней Волги. По Рогачёвскому тракту грузы и товары переправлялись в Москву.К моменту строительства канала актуальность пристани на р.Сестре уже исчезла. Построенная в начале XX века Савёловская железная дорога, соединившая Москву и Большую Волгу, решила вопрос массовой и дешёвой транспортировки грузов с Волги в столицу. Рогачёвский тракт перешёл в разряд второстепенных дорог местного значения. Современное Рогачёвское шоссе только часть Рогачёвского тракта. Оно совпадает с трактом от Рогачёва до Лобни (Краснополянское лесничество). Далее современная дорога поворачивает восточнее и соединяется с Дмитровским шоссе в районе Красной Горки. В былые же времена Рогачёвский тракт шел по трассе д.Пучки – д.Катюшки – д.Клязьма – д.Свистуха – д.Терехово – д.Гнилуши (сейчас г.Долгопрудный) – д.Киреево (снесённая без следа), а далее совпадал с Коровинским шоссе до соединения его с Дмитровским.Канал Москва-Волга разрезал Рогачёвский тракт между деревнями Терехово и Гнилуши. Но мост так и не был построен. Почему? Точного ответа нет, есть только предположения. Напомню, что к 1930-м годам сильная необходимость в Рогачёвке исчезла из-за развития других путей сообщения. Это первое. Второе – строить мост в районе Глубокой выемки очень дорого, сложно и опасно. Ширина выемки по верхнему краю достигает 140 метров, высота от дна канала более 23-х метров. Мост должен быть очень большим. Склоны Глубокой сложены из очень неустойчивых и коварных грунтов – опираться мосту практически не на что. Стоит ли овчинка выделки? Не стоит – посчитали строители.Долго ещё вспоминали ивакинцы непостроенный мост, до 70-х годов. И жалели правобережные деревенские жители, что до цивилизации левого берега, города Долгопрудного, им практически не добраться.

Сейчас невдалеке от запланированного моста Рогачёвского тракта мост таки построили. Это мост новой трассы Москва-Санкт-Петербург:



http://ig-kuv.livejournal.com/45866.html

36
Химки / Мосты округи Ивакино. Часть 1
« : 13 Декабря 2014, 20:31:03 »
Небольшое село Ивакино, расположенное в излучине реки Клязьмы, оказалось весьма необычным по количеству мостов, которые там были. Конечно же люди, окружённые с трёх сторон рекой, искали и находили удобные и необходимые пути передвижения.Первым из мостов надо считать пешеходный мостик, связывавший два села на противоположенных берегах Клязьмы – Ивакино и Павельцево. Надо полагать, что этот мостик мог существовать несколько сотен лет. Мостик был жиденький, но позволял легко переправиться через реку не замочив ног. Естественно, что с каждым ледоходом мостик сносило и каждый год его приходилось восстанавливать. Удалось найти фотографию этого мостика версии 1915 года. Скорее всего конструкция мостика и в прежние, более отдалённые времена, была сильно схожей.



Однако чуть позже мог существовать и второй мост, к тому же более крупный. Не только мог, но и должен! Его «следы» находятся на карте 1927 года, составленной по материалам топографических съёмок 1922-1925 годов:



Это именно «следы», поскольку на самой карте мост не указан. Но показана просёлочная дорога от Ивакино, «пересекающая» Клязьму и входящая в Павельцево. И что очень примечательно – в Павельцево успел образоваться застроенный по обе стороны домами проулок. Что означает, что дорога, со стороны Павельцево упирающаяся в реку, на самом деле имела продолжение и достаточно активно использовалась. Как использовалась? К примеру для выезда на Рогачёвский тракт через Ивакино и «Рахмановскую аллею», далее в Москву по сегодняшнему Коровинскому шоссе. Жители Ивакино могли её использовать для короткого подъезда к станции Хлебниково Савёловской железной дороги, построенной к 1902 году. Однако однозначно сказать, что это был мост невозможно. Можно предположить, что в те времена это была просто переправа.Но на карте 1931 года сомнения развеиваются. К этому моменту на просёлочной дороге от Павельцево к Ивакино уже действительно построен мост:



Его наличие подтверждается на весьма детальном плане железнодорожного кольца «3-го участка Глубокой выемки» составленного в 1934 году, рядом с тупиком №12. Там же отлично виден переулок в Павельцево, образовавшийся вдоль дороги, пересекающей реку:



А если внимательно присмотреться к этому плану, то можно заметить, что Ивакино обогатилось сразу двумя мостами – железнодорожными.Но что это за кольцевая железная дорога? И что такое Глубокая выемка? Во время строительства канала Москва-Волга трасса его проходила через водораздел бассейнов рек Клязьма и Химка, представляющий из себя весьма значительные холмы, которые предстояло прорезать руслом и вынуть огромное количество грунта. Но вынутый грунт требовалось чем-то и куда-то вывозить. Поэтому вдоль участка канала, символично названного «Глубокая выемка», были проложены временные ширококолейные железнодорожные пути, которые упирались в «южную» и «северную» свалку. В качестве «северной» свалки были отведены сильно и слабо заболоченные земли вокруг Ивакино. Как минимум на «северной» свалке (а именно она приведена на плане 1934 года) было организовано кольцевое движение – для того, чтобы при прохождении и разгрузке поездов не образовывались пробки (привет МКАД, ТТК и будущий ЦКАД!).

По воспоминаниям моего отца, который застал один из них, это была весьма прочная однопутная конструкция. Чуть выше по течению стояли мощные ледоломы, защищающие опоры моста от весеннего ледохода. Всё было сделано на совесть, из толстых брёвен (шпальных клетей).
Те же три моста видны и на плане от 1935 года:



А к 18 августа 1942 года из трёх остаётся только один, что хорошо видно на немецкой разведывательной аэрофотосъёмке:



Понятно, почему исчез старый мост. После заполнения канала водой уровень в реке Клязьме поднялся на два метра. Река залила свою пойму и ширина Клязьмы на месте старого моста стала такой большой, что пришлось бы строить гигантское сооружение около 150 метров длиной, что по денежным затратам совершенно не соотносилось с важностью просёлочной дороги.Непонятно, почему сломали второй железнодорожный мост, что западней Ивакино. Возможно, что разобрали его в самом начале войны, чтобы не пропустить фашистов на правый берег Клязьмы. После начала войны правый берег Клязьмы превратили в серьёзную оборонительную систему, состоящую из разветвлённой системой окопов, огневых точек и колючей проволоки, растянутой вдоль кромки воды.Возможно, что «западный» мост разобрали сразу по окончании строительства канала, году в 1936-1938, для вторичного использования строительных материалов. С народно-хозяйственноё точки зрения мост был бесполезен – он шёл из ниоткуда в никуда, соединяя поля позади Ивакино с только что насыпанной свалкой грунта на болотине со стороны деревни Яковлево.

Однако следы этого моста, подъездные насыпи, прекрасно видны и сейчас:



Тем не менее, в Ивакино после строительства канала появилось ещё два моста. Совсем небольших. Один из них для деревни был жизненно необходим.Дело в том, что при строительстве канала вдоль его берегов были вырыты так называемые «нагорные канавы». Во время строительства в них направлялась вода, откачиваемая со дна строящегося ложа канала и попадающая туда с дождём, со снегом и из водоносных слоёв только что вскрытых берегов. После строительства нагорные канавы «отрезали» вешние и ливневые воды от канала, не позволяя размыть высокие, крутые и весьма нестабильные берега Глубокой выемки.



Нагорная канава, направленная на север вдоль правого берега канала (на схеме слева), перерезала Ивакино на две части и примкнула к пойме Клязьмы. Северная часть деревни оказалась отрезанной от «материка». (Кстати говоря, при строительстве этой канавы было снесено три деревенских дома). А через канаву был переброшен деревянный мостик шириной метров 10, перекрывающий выемку глубиной метров 5. Я смутно помню этот мостик – с деревянным настилом и деревянными поручнями. Он казался мне очень хлипким – сквозь щели настила была видна «бездна». Поэтому жутко боялся по нему ходить. Однако в конце 1960-х годов внизу канавы положили бетонную трубу диаметром около метра и засыпали землёй вровень с дорогой. От моста не осталось и следа.Второй мостик, через ту же канаву, но в другой части деревни, дожил до сегодняшних дней, превратившись в пешеходный после того, как в середине 1990-х с него свалились пожарная машина и сильно его повредила.


Нагорная канава в действии - весеннее половодье не размывает берега канала, а по канаве направлятся в Клязьму (фото 1960-х годов).

Сильно забежав по времени вперёд, вернёмся к прошлому.Второй канальский железнодорожный мост, тот, что севернее Ивакино, оказался запечатлён и на другом снимке немецкой разведки, сделанном 2 июня 1943 года. И успешно просуществовал до конца войны.



Однако после войны он прожил недолго. Началось строительство Павельцевской нефтебазы, запланированное ещё в довоенное время. Для этого был расширен и углублён участок русла Клязьмы севернее Ивакино, названный позже Павельцевским заливом, а узкий полуостров, образованный Клязьмой и каналом со стороны Павельцево, превратился в остров, названный позже Островом Любви, чтобы следующим с Волги нефтеналивным судам было удобней заходить к причалам Павельцевской нефтебазы. Деревянный железнодорожный мост пришлось разобрать, чтобы суда могли беспрепятственно пройти по Клязьме от канала до Павельцевского залива. Это событие весьма порадовало ивакинских мужиков, которые продали брёвна, оставшиеся от разборки моста, и на вырученные деньги весело погуляли. То есть пропили.Однако связь между берегами Клязьмы требовалась. Хотя бы пешеходная. К тому времени часть жителей Ивакино работали в Москве и самый удобный путь к месту работы лежал по Савеловской дороге, через станцию Хлебниково. И школьники, традиционно посещавшие школу в Котово, теперь были отрезаны от школы только что построенным каналом. Другие школы находились за меньшей водной преградой, Клязьмой – в Павельцево, в Шереметьевской, позже на Нефтебазе. Да мало ли было других потребностей перебраться на другой берег?По воспоминаниям моего отца, примерно в 1951-1952 году года в районе старого моста был какой-то мост, по которому он ходил в школу. В те же времена начали работать бульдозеры, подготавливая выемку в канальских отвалах для подъезда транспорта к берегу Клязьмы.


Выемка в насыпи. Вид с ивакинского берега на Павельцево. За рекой Клязьмой видно продолжение дороги в Павельцево (фото конца 1960-х годов).

37
Сегодня был в Яхроме на встрече с авторами недавно вышедшей книги "Рогачёвское шоссе: ноябрь-декабрь 1941" о, сами понимаете, боевых действиях во время обороны Москвы в районе Рогачёвского шоссе в конце 1941 года.



О самой книге в общем-то и не рассказывалось. Сергей Станиславович Рыбаков, руководитель поискового отряда "Рубеж славы" (Дмитров), рассказывал о работе отряда на территории Дмитровского и не только района, о пофигизме и саботаже чиновников, о работе в поле, о работе с архивами, об удивительных и страшных находках, о "поднятых" шестнадцати самолётах, о ещё почти сорока ещё не "поднятых", но известных, о госпитальных захоронениях, о возврате родным числившихся без вести пропавших. О восстановлении справедливости. Никогда не представлял себе, какую гигантскую работу проделывают поисковые отряды. Результат, которой мы все видим - всего лишь новая строчка с фамилией на братской могиле.


Сергей Станиславович Рыбаков

Василий Степанович Карасёв тоже не стал рассказывать о книге. Он рассказал о небольшом эпизоде боевых действий в районе Белого Роста, весьма запутанном. Однако ему этот клубок событий удалось распутать. Потому что настоящий исследователь работает с первоисточниками.


Василий Степанович Карасёв

Но самое интересное началось после официального выступления, где мы, особо заинтересованные, ещё часа полтора беседовали с соавторами.



В том числе оказалось, что авторы знакомы с моими публикациями о затоплении на севере Подмосковья в 1941 году и новой версии взрыва Яхромского моста. По последней теме я был строго проэкзаменован, потом последовал разбор полётов и в завершение было вынесено публичное осуждение за неточности и невнимательность :) За что я им только благодарен. Жаль, что не догадался включить диктофон.

Вместо этого приведу фрагмент вступления из новой книги:

К читателю

Шел 157-й день войны и одиннадцатый день немецкого наступления с рубежа р. Лама. Два дня назад пали Клин и Солнечногорск, и V-й армейский корпус вермахта утвердился на Ленинградском шоссе. Среди немецких военачальников царило приподнятое настроение. В полдень 25 ноября 1941 г. один из них, командир 106-й пехотной дивизии, выехал за восточную окраину д. Тимоново (у северной оконечности Сенежского озера) за линию передовых частей своего 239-го пехотного полка. Ими был обнаружен военный объект, известный нам как учебный полигон курсов «Выстрел». Незадолго до войны расположенные здесь деревни были выселены и исчезли с лица земли. Тем не менее, в сводках Западного фронта, относящихся к этим дням, названия исчезнувших населенных пунктов фигурируют. Дело в том, что в войсках имелись карты, составленные до уничтожения деревень. Как оказалось, наши части прекрасно ориентировались среди этих виртуальных селений.

Но вернемся к немецкому генералу, который к своему изумлению увидел не только заборы и караульные сооружения, но и часовых с винтовками за плечами. Все выглядело как в мирное время. По команде генерала сопровождавшие его солдаты обстреляли охрану. Один красноармеец упал, остальные бросились в лес. Туда сразу же была отправлена немецкая разведка.

Командир дивизии с удовлетворением отметил, что «этот учебный полигон находится у Москвы, как примерно наш войсковой учебный полигон Вюнсдорф у Берлина. Это демонстрирует успех, достигнутый немецкими войсками в этой компании». Понятно, почему это замечание попало в журнал боевых действий дивизии: немцы надеялись скоро быть в Москве.

Тогда им было неведомо, что пройдет совсем немного времени, и немецкий историк  напишет очень похожую фразу, но совсем по другому поводу:

«В апреле 1945 г., когда русские войска вошли в Ораниенбург, Потсдам, Геннигсдорф и Гроссбеерн, судьба Берлина была решена. Но в 1941 г. немцы точно так же находились у ворот Москвы, но были разбиты. Почему?».

Мы надеемся, что частичный ответ на этот вопрос даст наша книга. Она посвящена в основном оборонительным боям советских войск, причем не всегда успешным. Но неудача неудаче рознь. Можно пережить полный разгром, можно уйти с позиций, не исчерпав всех возможностей сопротивления, а можно удерживать их до последнего, потом занять другие, где вновь продолжить борьбу. За счет таких поражений и удалось, в конце концов, остановить врага.

Предлагаемое читателю исследование посвящено эпизоду, который довольно скупо отражен в исторической литературе, что совсем не соответствует его значению. Роль, которую сыграли герои нашего повествования, осталась в тени боевых действий на фронте 1-й ударной армии в северной части Подмосковья. Для нее группа Захарова, о которой пойдет речь, была только группировкой войск в тылу врага, нуждавшейся в помощи. И мемуаристы, бывшие командиры 1-й ударной, не написали о том, что эта группа сначала оказала помощь им самим.

Тот, кто бывал у памятника на Перемиловской высоте, посвященного подвигу защитников Москвы, наверное, обратил внимание на гранитную плиту, где перечислены командиры армий, сражавшихся на Дмитровской земле поздней осенью и зимой 1941 г.

Теперь на этой плите есть и печально известное имя бывшего командующего 2-й ударной армии, который зимой 1941-42 гг. стоял во главе 20-й армии, сражавшейся в окрестностях Белого Раста и Красной Поляны. Не всем нравится, что А. А. Власов хотя бы одной строкой упомянут в таком месте. Особенно эта надпись раздражает оставшихся в живых ветеранов войны, что вполне естественно. Но из песни слова не выкинешь. Был ли Власов в начале декабря 1941 г. номинальным командующим армией, или его роль оказалась более значительной, он остался в истории именно командующим 20-й армией в период контрнаступления под Москвой.

Огорчает не то, что имя генерала А. А. Власова есть на памятнике, а то, что там нет фамилии К. К. Рокоссовского и других членов командного состава 16-й армии. А ведь ее части приняли непосредственное участие в боях 28 ноября, в ходе которых наши войска остановили немецкий натиск на восток и заставили отступить противника на западный берег канала Москва — Волга. И бои эти происходили в местах, гораздо более близких к г. Яхрома, чем к  ст. Лобня или пос. Красная Поляна.

Отчасти в забвении этого факта есть вина и самого бывшего командующего 16-й армией. В его мемуарах событиям на правом фланге армии в период с 23 по 30 ноября 1941 г. отведено всего несколько абзацев. Хотя командарм и назвал действия группы Захарова блестящими, но, похоже, осознание этого факта пришло уже после войны. Видимо, К. К. Рокоссовский в те годы только поверхностно представлял, что происходило на этом участке фронта. Тому были вполне объективные причины. Больше недели помянутая группа войск была оторвана от остальной армии, а потом попала в окружение. Этот котел оказался самым близким к Москве. Командование армией было занято в это время борьбой на непосредственных подступах к столице и в некоторой степени оставило свой правый фланг на произвол судьбы, благо, что там распоряжался заместитель самого командующего. Раздробленный фронт в промежутке между 30-й и 16-й армиями заполнялся войсками, выдвигавшимися туда из резерва Ставки. Возникла чересполосица, которая тоже не способствовала налаживанию устойчивого управления. В конечном счете, группа Захарова была подчинена ближайшей армии (1-й ударной) и успела повоевать под руководством генерал-лейтенанта В. И. Кузнецова, прежде чем была окончательно расформирована. При этом нельзя сказать, что он уделял своим новым подчиненным повышенное внимание. В общем, недолгое существование группы Захарова оставило мало следов, как в памяти обоих командующих армиями, так и в отчетных документах, исходящих от командования оперативной группы.

Эти следы приходится искать в архивных делах ее частей и соединений, воспоминаниях рядовых участников, документах о потерях и наградных листах, воспоминаниях жителей тех мест, по которым прокатилась война. Довольно много документов сохранилось в делах 126-й стрелковой дивизии, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. Значительно меньше осталось от 133-й, но зато изданы книги об ее боевом пути. Кроме того, служивший в этой дивизии корреспондент военной газеты Г. С. Кац написал отдельную работу о периоде боев на Рогачевском шоссе. Дополнительные сведения можно найти в делах 17-й кавалерийской дивизии, 25-й и 31-й танковых бригад.

Еще существуют документы немецких частей и соединений. Сейчас они стали гораздо доступнее благодаря возможности получения копий микропленок из Национального архива США. В советское время сложилась определенная традиция отношения к свидетельствам противника с некоторой долей пренебрежения. Особенно это касалось мемуаров «битых немецких генералов». Но до того, как генералы стали «битыми», был период, когда они успешно вели боевые действия. Веских причин заниматься какой-либо подтасовкой фактов в таких условиях у них не было. Тем более не было необходимости что-либо выдумывать при составлении отчетных документов у частей, непосредственно ведущих бои.

Эти источники мы используем достаточно широко. В данной работе цитируются сведения из журналов боевых действий (и приложений к ним) 1-й, 2-й, 6-й и 7-й танковых, 23-й и 106-й пехотных дивизий, а также V-го
и XXXXI-го армейских корпусов вермахта. Все эти документы в основной массе публикуются впервые. Впрочем, это можно сказать и про большинство документов советских частей и соединений, хранящихся в ЦАМО РФ.

При использовании всех без исключения немецких документов берлинское время заменено на московское. Это сделано для удобства сопоставления данных обоих противников и в дальнейшем нигде не оговаривается.




Отдельно хочу отметить - книга издана за средства авторов. Поэтому тираж всего 1000 экземпляров. Приобрести её можно на сайте одного из авторов, В.С. Карасёва.
Я уже приобрёл. С автографом.



P.S. Авторы не останавливаются на достигнутом. Уже готова новая рукопись - "Белый Раст". Ждём выхода книги.

http://ig-kuv.livejournal.com/41883.html

38
Сил нет разместить этот материал в форуме - слишком много переверстывать...
Поэтому прошу прощения и отправляю в свой блог - http://ig-kuv.livejournal.com/38016.html
Вот одно фото из этого путешествия - с Глубокой выемки, но точное место пока непонятно. Может Перемычка?


2 мая 1937 Глубокая выемка. Журнал 'Огонёк' 1937 №16-17 (20 июня). Фото П.Трошкина

39
Очень долго мучал эту тему - слишком много непонятностей, нестыковок.
И родилась новая версия. Более-менее увязывающая существующие факты. Плюс несколько ранее неизвестных фото времён ВОВ.



В двух частях (ЖЖ не любит длинных текстов):
http://ig-kuv.livejournal.com/35107.html
http://ig-kuv.livejournal.com/35434.html

40
Нашёл в Книге памяти Подмосковья, том 9 (http://i-podmoskovie.ru/vse-toma-knigi-pamjati.html), страница 419. Может кому будет интересно.



И ещё один. Там же, стр.433



41
Попытка разобраться -  а что же там изображено?  http://ig-kuv.livejournal.com/28938.html


42
Начал серию. В основном фото, но некоторые из них neverbeforeseen:

Рогачёвский мост в Дмитрове - http://ig-kuv.livejournal.com/27219.html



Железнодорожный мост между Яхромой и Туристом - http://ig-kuv.livejournal.com/27446.html



Только что закончил о Хлебниковском мосте Дмитровского шоссе -  http://ig-kuv.livejournal.com/28039.html . Текста уже побольше:



Собираю информацию по Яхромскому мосту Дмитровского шоссе. Но там всё было так запутано во время войны....

43
Очередная прогулка по кладбищу. Место действия - деревенское кладбище у села Трахонеево, находящегося в настоящее время в черте городского округа Химки. Кладбище расположено около церкви Успения Пресвятой Богородицы, заложенной как минимум полтысячи лет назад, поскольку при первом упоминании Трахонеево (в те времена Козодавлево) в 1495-1499 годах оно уже было селом.


Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Трахонеево. Фото начала 70-х годов XX века. Автор А.И.Кувырков.

Часто бывая на этом кладбище, которое для моей семьи является фактически фамильным, каждый раз проходил мимо древнего надгробия. Лежит оно себе и лежит, никого не трогает, да и его никто не трогает. И только вчера, написав про памятник в Павельцево, в мою голову залетела мысль, которая должна была появиться много лет назад - а не попробовать ли идентифицировать захоронение? Сохранность надгробного камня оставляет желать лучшего, никаких надписей в принципе невозможно прочесть. Но остались элементы декора, к примеру два "солнышка" на противоположенных краях надгробия.


Надгробие на Трахонеевском кладбище. Фото сделано 25 апреля 2011 года, автор Д.Ю.Кувырков.

Возможно найдутся специалисты которые помогут разобраться?
Немного побродив по интернету обнаружил сайт Общества некрополистов http://necropolist.info и отправил им письмо. Ответ не заставил себя ждать. Через пару часов я читал письмо от Дениса Анатольевича Шабалина, который сообщил, что хотя он и его коллеги не являются специалистами по датировке, он бы предположил, что захоронение относится к XVIII-XIX векам. А также добавил: "на простых кладбищах такие памятники встретить практически невозможно. Такая старина сейчас есть только на кладбищах при монастырях, точнее говоря, на кладбищах в самих монастырях. Это если говорить о московских кладбищах."
Конечно же я смутно предполагал, что этот памятник никак не относится ко второй половине XIX века, некоторое количество которых на кладбище присутствует, но предположение Дениса Анатольевича о более ранней датировке, к тому же подчёркивание, что таких захоронений почти не осталось, окончательно разбудили во мне инстинкт исследователя.
Просеяв интернет выяснилось, что лучше специалиста по надгробным камням, чем Леонида Андреевича Беляева, доктора исторических наук, автора  книги "Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII−XVII вв." (Москва, Модус-Граффити, 1996, 568 с), не найти. Собравшись смелостью и набравшись наглости написал ему письмо, задав два вопроса - о примерной датировке надгробия и социальном статусе захороненного.
Не прошло и нескольких часов, как я получил от него ответ!
"Это XVIII век, вероятно, вторая половина. Статус - видимо, дворянский или, во всяком случае, лица из благородного сословия, к тому же состоятельного."
Ага! Теперь даже можно идентифицировать фамилию захороненного! Дело в том, что до 1797 года большим поместьем, включавшим в себя село Трахонеево (в те времена Козодавлево-Успенское), владели Траханиотовы, потомки ромеев (римлян), переселившихся на Русь с Софьей Палеолог, которая, в свою очередь, в 1472 году обвенчалась с Иваном III, а позже стала матерью Василия III и бабушкой Ивана IV Грозного.
О Траханиотах можно долго рассказывать, но это тема отдельного рассказа. Отмечу только, что среди них были и казначеи, и публицисты, и политики, и окольничьи, и воеводы, и основатель Пелыма, Берёзова и Салехарда и прочая, прочая, прочая...
Нас же интересуют только те Траханиотовы, которые владели селом именно в XVIII веке. Забыл отметить - село Трахонеево было центром владений Траханиотовых и именно в нём находился хозяйский дом. И других дворян, благородного сословия и состоятельных людей в имении Траханиотовых не проживало.

Хронология известных событий села Трахонеева за интересующий период:
После смерти отца, Ивана Даниловича, сын Иван Траханиотов принял наследство с селом в 1695 году.
В 1719 Иван Иванович умер, и селом стала владеть его вдова, Марья Григорьевна, в девичестве Култукова, с детьми Иваном и Авдотьей (женой князя Михаила Михайловича Борятинскаго), пасынком Николаем и падчерицей Анной (женой Ивана Какошкина).
В 1764-1766 годах в селе построили новую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм был деревянный, из соснового бруса, срубленный в "лапу" и обшитый тёсом, в плане представляющий восьмерик на четверике.


Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Трахонеево. Фото середины XX века. Автор неизвестен. Обратите внимание на старую деревянную церковь. Именно этот восьмерик на четверике построили к 1766 году и он сохранилась до конца 60-х годов XX века.

По состоянию на 1766 год село "Успенское, Козодавлево тож, село Московского уезда, Манатьина Быкова Коровина стана, владение князя Николая Михайловича Барятинского [1738 - 1767] да надворного советника [лейтенанта морского флота] Николая Ивановича Триханиотова"
В 1797 году Трахонеево с прилегающими землями было продано Петру Сергеевичу Свиньину (1734 - 19.05.1813).

Итак, ктоже из владельцев села умер в XVIII веке?
В 1695 - Иван Данилович Траханиотов
В 1719 - Иван Иванович Траханиотов (сын И.Д.Траханиотова)
С 1719 по 1766 - Марья Григорьевна Траханиотова (в девичестве Култукова, вдова И.И.Траханиотова)
1767 - Николай Михайлович Барятинский (внук И.И.Траханиотова через Авдотью и одновременно представитель не менее знатного рода Барятинских)
С 1766 по 1797 - Николай Иванович Траханиотов (сын И.И.Траханиотова)
В 1813 году - Пётр Сергеевич Свиньин (новый влдаелец Трахонеево)

Два крайних результата следует вычеркнуть - Иван Данилович умер задолго до второй половины XVIII века, а для Петра Сергеевича Свиньина Трахонеево не было фамильным гнездом - таковым было село Смоленское Владимирской губернии.

Остаются четверо:
Иван Иванович Траханиотов
Марья Григорьевна Траханиотова (Култукова)
Николай Михайлович Барятинский
Николай Иванович Траханиотов
Кто из них точно лежит под камнем - пока установить невозможно...


Надгробие на Трахонеевском кладбище. Фото сделано 25 апреля 2011 года, автор Д.Ю.Кувырков.

На территории городского округа Химки много исторических мест. Но не так много материальных следов. Тем более такого относительно древнего времени. Сохранить бы...

http://ig-kuv.livejournal.com/26696.html


44
На кладбище в Павельцево есть старый памятник в виде гранитного цилиндра с квадратным оголовком. Что на нём написано - непонятно. Хоть и гранит, но качество его очень плохое и лет за 150 буквы оказались почти нечитаемы - мороз и солнце сделали своё дело. Я сфотографировал надпись. Возможно ваше зрение и фантазия побогаче моих, возможно получится что-нибудь прочесть.
Буду очень благодарен за помощь!


Оригинал - http://img-fotki.yandex.ru/get/5404/53420750.29/0_d9043_a7c18d4d_orig.jpg



Оригинал - http://img-fotki.yandex.ru/get/9806/53420750.29/0_d9044_26f1be5b_orig.jpg


Оригинал - http://img-fotki.yandex.ru/get/5404/53420750.29/0_d9045_ed6118e9_orig.jpg


P.S. последнее слово в последней строке - "годъ" - удалось прочесть пальцами. На фото его даже не видно.

45
Коллеги!
Поделитесь, пожалуйста, планом или схемой Мысовского совхоза на конец 1930-х годов, перед постройкой канала.

Страницы: 1 2 [3] 4 5 6