Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Игорь Кувырков

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 6
16
 Серебров, Александр Александрович Космонавт, проработавший в космосе более года, Герой Советского Союза, Почётный гражданин города Долгопрудный, почётный профессор МФТИ, активный пропагандист молодёжного научно-технического творчества.
 Александр Александрович Серебров родился в Москве 15 февраля 1944 года. Окончил Московский Физико-технический институт (1961-1967), аспирантуру (1967-1970) по специальности газодинамика и теплообмен. Ассистент кафедры «Физическая механика» МФТИ (1970-1976). Кандидат технических наук, защитил диссертацию в 1974 году.
С 1976 года - старший научный сотрудник НПО «Энергия». В 1978 году  был зачислен в отряд космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз Т» и орбитальной станции «Салют». Совершил 4 космических полета:
·        Первый полет - 8 суток 19-27 августа 1982 года. Бортинженер корабля «Союз Т-7». Экипаж: Попов, Савицкая, Серебров. В течение 7 суток совершал полет на борту орбитальной станции «Салют-7», выполняющий программу изучения природных ресурсов земли.
·        Второй полет - 2-е суток 20-22 апреля 1983 года - корабль «Союз Т-8». Экипаж: Титов, Стрекалов, Серебров.
·        Третий полет - 169 суток - 6 сентября 1989 - 19 февраля 1990 года - корабль «Союз ТМ-8» и орбитальный комплекс «Мир». Экипаж: Викторенко, Серебров.
·        Четвертый полет - 177 суток - 1 июля 1994 года - 14 января 1995 года - корабль «Союз ТМ-17» и орбитальный комплекс «Мир». Экипаж: Циблиев, Серебров, Эньоре.
Александр Александрович Серебров  установил мировой рекорд, совершив 10 выходов в открытый космос. Суммарный налёт составил 372 суток 22 часа, из них в открытом космосе 31 час 49 минут.
В 1985 году по выслуге лет майор А.А. Серебров вышел в отставку, но в 1993 году получил звание полковника.
Действительный член Академии инженерных наук, Академии космонавтики. Подготовил 3-х кандидатов по космической тематике. С 1988 года А.А. Серебров являлся Президентом Всероссийского (ранее Всесоюзного молодежного аэрокосмического общества «Союз» - общероссийской общественной  организации, объединяющей детские и молодежные коллективы из 51 субъекта Российской Федерации, входит в Совет директоров Международной организации юных астронавтов.
А.А. Серебров стал инициатором и непосредственным организатором национального образовательного проекта «Уроки из космоса», включенного ЮНЕСКО в список мероприятий Всемирного десятилетия развития культуры.
С 1992 г. Александр Александрович был председателем оргкомитета Всероссийского конкурса детского творчества «Космос», ежегодно проводимого для талантливой молодежи, увлекающейся космонавтикой (историей, конструированием, медицинскими и экологическими аспектами и т.д.).
В 1997 году работал помощником секретаря Совета обороны России.
Александр Александрович Серебров скоропостижно скончался 12 ноября 2013 года.
Знаменитый космонавт, жизнь которого многие годы была связана с Долгопрудным, почётный профессор МФТИ, автор 20 научных трудов и 4 изобретений, был награждён многими высокими наградами:
·        Звездой Героя Советского Союза
·        Орденом Ленина
·        Орденом Октябрьской Революции
·        Орденом Дружбы народов
·        Орденом Почётного легиона (Франция)
·        Орденом Народной Республики Болгария 1-й степени
 

17
Коллеги!
Начал "проект" по расшифровке названий улиц для жителей города и его гостей. Формат примерно такой: преамбула (1-2 предложения), затем основной текст объёмом 1-2 страницы.
В связи с этим прошу вашей помощи. Помощь достаточно проста - прочитать текст и указать мне на ошибки, благоглупости, заблуждения, корявость текста, ошибки грамматики, пунктуации и прочие безобразия.

Начну с "нейтрального" текста, об Умберто Нобиле

Умберто Нобиле (Umberto Nobile)

Знаменитый итальянский конструктор дирижаблей и исследователь Арктики посвятил 5 лет своей жизни «Дирижаблестрою», находившемуся в будущем Долгопрудном, создавая вместе с советскими инженерами  новые летательные аппараты.

Умберто Нобиле родился в 1885 году в городе Лауро (Италия). Закончил Неаполитанский университет, где изучал электротехнику и инженерное дело. В 1911 году поступил в воздухоплавательное училище. Во время Первой мировой войны стал заниматься конструированием дирижаблей.

По окончании войны, в 1918 году, совместно с другими инженерами, Нобиле создал компанию по производству дирижаблей. Уже на следующий год они разработали проект дирижабля Т-34, который был продан итальянской, а затем и американской армии.

В 1923 году Умберто Нобиле начал постройку дирижабля N-1, переименованного позже в «Норвегию». Арктическая экспедиция на «Норвегии» состоялась весной 1926 года. Нобиле и норвежский учёный, исследователь Арктики, Руал Амундсен совершили первый в истории беспосадочный перелёт по маршруту Рим – Северный полюс – Аляска. «Норвегия» стала первым летательным аппаратом, побывавшим над Северным полюсом.

Следующий полёт Нобиле на Северный полюс, но уже на другом дирижабле собственной конструкции  N-4 («Италия»), состоялся весной 1928 года. Экспедиция оказалась неудачной. Из-за обледенения «Италия» потерпела крушение около Шпицбергена. В спасательной операции участвовал советский ледокол «Красин», эвакуировавший экипаж дирижабля.

В 1931 году Умберто Нобиле принял приглашение от руководства СССР, сделанное ещё в 1929 году, и с 1932 года приступил к работе на Дирижаблестрое в качестве технического руководителя. С собой он привёз небольшую команду инженеров и опытных рабочих.

Под руководством Нобиле были сконструированы дирижабли В-5 и В-6 «Осоавиахим» объемом 2340 м3 и 19000 м3 соответственно. В-6, самый большой из них, представлял собой усовершенствованную версию N-1 «Италия» с фирменной нобелевской полужёсткой конструкцией. Для СССР «Осоавиахим» стал самым большим дирижаблем и рекордсменом, установившим мировой рекорд по продолжительности полёта.

Помимо конструкторской деятельности, Нобиле читал лекции по дирижаблестроению в Дирижаблестроительном учебном комбинате и в Московском дирижаблестроительном институте, будущем Московском авиационно-технологическом институте (МАТИ).

Подробные воспоминания Нобиле о работе на Дирижаблестрое были опубликованы в книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями», выпущенной в США в 1987 году и переведённой на русской язык.

В 1936 году Нобиле вернулся в Италию, где продолжил преподавать, затем в 1939 году уехал в США. После окончания Второй мировой войны и освобождения Италии от фашизма вернулся на родину, где вновь стал преподавателем в в университете Неаполя.

Умберто Нобиле скончался в Риме в 1978 году в возрасте 93 лет.
 

18
История села Винградова очень хорошо изучена в основном благодаря книге Адольфа Матвеевича Штекера, опубликованной в 1912 году. Издание весьма редкое и дорогое, но ознакомиться с ним можно, причём совершенно легко.Уникальность книги заключается в использовании А.И. Штекером архивов Бенкендорфов, долгое время владевших Виноградово. «Бумаг в собранном архиве оказалось далеко не один пуд»[1], писалось в конце книги. Где сейчас эти архивы – неизвестно, возможно сгинули в пламени революции, возможно сохранились в каком ни будь архиве.
А.М. Шетекер провёл огромную работу и с другими источниками и, казалось бы, дополнять его основополагающий труд уже нечем. Но нашлись детали, не упомянутые Штекером.
Просматривая в архиве одно интересное дело с реестром нотариальных записей по Московскому уезду, нашёл несколько документов по смежным с моими интересами территориям. В том числе и по селу Виноградову. Вот они:

Название акта – наследство[2]
Время составления акта – 1881 года Декабрь 19 дня
Местонахождение имения – при с.Виноградове с д.д.
Название и состав имения – недвижимое имение
От кого перешла земля – Фон-Бенкендорф и Ропчинской
Приобретатель – Фон-Бенкендорф Елизавета Андреевна, Александр, Ольга, Елизавета и Андрей Александровы. Ропчинские Семён (???) и Александр Семёнович.

Название акта – раздельная запись[3]
Время составления акта – 1884 года Марта 27 дня
Местонахождение имения – при селе Виноградове и деревнях Грибки, Горки, Грезново и Афонасово
Общее количество земли – 886 дес. 1299 саж.
Название и состав имения – земля
Ценность по акту – 50000 руб.
От кого перешла земля – по той записи в полном составе
Приобретатель – фон-Бенкендорф Александр Колл. Асс., Елизавета дочь поручика и Евгения вдова Действ. Ст. Сов. Александровы.

Название акта – купчая[4]
Время составления акта – 1884 года Марта 29 дня
Местонахождение имения – при селе Виноградове и деревнях: Грибки, Горки, Грезново и Афанасово
Общее количество земли – 886 дес. 1299 саж.
Название и состав имения – земля
Ценность по акту – 45000 руб.
От кого перешла земля – Фон-Бенкендорф, дочери поручика Елизаветы Александровны, вдовы Действ. Стат. Советника Евгении Александровны и Коллеж. Ассесора Александра Александровича
Приобретатель – Бучумова жена Московскаго купца Евдокия Ивановна.

Меньше, чем за 3 года, над Виноградовым было совершено три юридических действия. Этот период времени А.М. Штекер описал в двух предложениях: «В 1873 году скончался Александр Иванович Бенкендорф, а в середине восьмидесятых годов, чтобы совершить семейный раздел, многочисленные наследники его принуждены были продать Виноградово. Делом продажи заведывал один из сыновей Александра Ивановича, Александр Александрович Бенкендорф. Покупателем имения явился известный в свое время в Москве Бучумов»[5].

Можно предположить, что зачинщиками продажи стали некие Ропчинские, совладельцы села. Кстати, о них А.М. Штекер ни разу не упоминал. Чем откупились Бенкендорфы, деньгами ли, землями ли – непонятно. Поскольку в кратком описании наследства не указана первоначальная площадь имения, потому и нельзя увидеть, изменялась ли его величина.

Но и сами Бенкендорфы спешили избавиться от Виноградово – купчая на Евдокию Ивановну Бучумову была оформлена спустя всего два дня после раздела имущества. И можно считать с дисконтом в 10%.

P.S. Для особо пытливых хочу пояснить - по указанным архивным реквизитам находятся не сами нотариальные документы, а страницы-карточки, в которых указаны основные параметры документов.  Где искать оригиналы завещания, раздела и купчей мне неведомо.

[1] А.М. Штекер Село Виноградово. Москва, Типография Торг. дома Г. Лиссир и Д. Совко, 1912. С.89
[2] ЦГА Москвы ф.184 оп.9 д.581 л.1857
[3] ЦГА Москвы ф.184 оп.9 д.581 л.2156
[4] ЦГА Москвы ф.184 оп.9 д.581 л.1216
[5] А.М. Штекер Село Виноградово. Москва, Типография Торг. дома Г. Лиссир и Д. Совко, 1912. С.86


В комментариях успел получить вот какую информацию от мною уважаемого ЖЖиста:

Книгу на самом деле А.Н.Ильин написал, Штекер только заказчиком был.
Поищите на Ильин, Михаил Андреевич (искусствовед) - это сын фактического автора. Если мне не изменяет память, про эту историю в его (сына) мемуарах есть (сами они плохие, поскольку писались с оглядкой на внутреннего цензора).
И еще какой-то девочки есть то ли диплом, то ли глава из диссертации - по проблемам атрибуции авторства данной книги (это я не читал, только карточку каталожную видел)

Исходник с картинками - http://ikuv.ru/utochnenie-po-vinogradovu-chto-na-dolgih-prudah/

19
Фёдор Петров, бывший директор Дубненского музея (http://dubna-petrov.livejournal.com/111073.html):

Первый выпуск из книжной серии "Региональная история. Московская область", издание которой начал в 2015 году Московский областной общественный фонд "Наследие". Эта книга посвящена городу Дубне: как современной истории наукограда, так и более ранней истории располагавшихся на его территории населенных пунктов, включая его исторического предшественника - древнерусскую Дубну XII-XIII вв. Книга подготовлена на материалах многолетних исследований по истории, археологии и краеведению, выполненных специалистами "Наследия".

Скачать PDF-файл с книгой можно по ссылке - https://yadi.sk/i/cqO9lreNgjv4Q




Даченков И.Б., Петров Ф.Н., Пантелеева Л.В. Региональная история: Московская область. Вып. 1. Город Дубна. М.: Московский областной общественный фонд «Наследие», 2015. – 132 с.


Может и нам "подсуетиться", посотрудничать с фондом "Наследие"?

21
24 декабря в 16:00 в Долгопрудненском историко-художественном музее состоится открытие экспозиции «1932-1937. Канал Москва-Волга», призванной рассказать о рукотворной реке, протекающей вдоль всего Долгопрудного.


Прошло почти 80 лет с момента его открытия, не осталось в живых ни строителей, ни свидетелей строительства. Канал стал естественным украшением ландшафта и уже давно кажется, что его никогда не строили люди, что это сама природа создала такой красивый водный путь.

Потому главная задача экспозиции – показать и рассказать, каким тяжёлым и важным было строительство канала Москва-Волга. Дать почувствовать атмосферу тех лет, со всеми отрицательными и положительными сторонами. Напомнить, что за строительство заплачено не только потом и мозолями, но и кровью и жизнями тысяч каналоармейцев-заключённых.

В экспозиции представлены уникальные фотографии различных этапов строительства. Большая часть фотоснимков относятся к созданию так называемой «Глубокой выемки», части канала, пролегающей в непосредственной близости от Долгопрудного, одного из самых тяжёлых участков канала.


Часть экспонатов представляют собой ручные орудия труда, использовавшиеся на строительстве и найденные на берегах канала. Можно попытаться представить, как тяжело было при помощи их вырыть огромный котлован русла канала.Ознакомившись с картами и профилями канала времён его создания становится понятно, как человек изменил природу и заставил течь воду туда, куда ему требуется.

Книги, представленные в экспозиции, можно условно разделить на две части. Первая – фиксация инженерного опыта уникального строительства для последующих поколений проектировщиков и строителей гидроузлов. Вторая – широкая пропаганда полезности канала для всех слоёв населения.

Отдельно следует отметить, что в рамках экспозиции подготовлена выставка работ художника-графика В.Н. Ёлкина, непосредственного свидетеля и участника строительства. В 1934 году Василий Николаевич был осуждён на 3 года по политической статье и был оправлен в Дмитлаг на строительство канала, где успел побывать и тачечником, и художником-оформителем. В экспозицию включены работы, которые были созданы во время нахождения В.Н. Ёлкина в заключении.


Экспозиция оснащена системой мультимедийной поддержки посетителей «Маугри», которая позволяет узнать об экспонатах гораздо больше, чем позволяют музейные надписи. Программное обеспечение «Маугри» для iPhone и Android можно бесплатно скачать соответственно в AppStore и GooglePlay. Просто считывайте QR-коды и получайте дополнительные материалы в смартфоны.

В создании экспозиции приняла участие группа по изучению истории канала «Москва-Волга.Ру».
Помощь в оформлении выставки: студия дизайна «ИраПира».

22
МБУ «Долгопрудненский историко-художественный музей» приглашает Вас по вторникам на цикл лекций И.В. Кувыркова о истории канала им.Москвы (канала Москва-Волга)



10.11. 2015 в 14.00
Обзорная лекция по истории строительства канала им. Москвы

17.11. 2015 в 14.00
Строительство канала в цифрах и сравнениях

24.11. 2015 в 14.00
Канал в годы Великой Отечественной Войны

Стоимость входного билета 40 рублей

23
Василий Николаевич прожил очень длинную жизнь. И, думаю, что счастливую. Он умер 12 января 1991 года, не дожив совсем немного до 94 лет.
В.Н.Ёлкин height=640

Напоследок хочется показать одну очень жизнеутверждающую картину, написанную В.Н. Ёлкиным где-то в середине 20-го века:

Ёлкин. Ленин в Швейцарии height=533

Называется она лаконично и неожиданно – «Ленин в Швейцарии».
Зададимся вопросом – что же имел ввиду на самом деле Василий Николаевич?
– Может быть он не хотел жизнь видеть в серых тонах? – предположил Валерий Васильевич в беседе со мной.
И добавил:
– Не побоюсь сказать словами посетителя выставки его работ: «…Большое счастье видеть мир в таких красках и уметь показать всем другим людям волшебство обыденной жизни…»
Валерий Васильевич просил меня поместить в статью еще две картины Василия Николаевича : «Портрет внука Димы» и «Ситцевые берега Жигулей».
Что я с удовольствием и делаю.

Ёлкин Портрет внука Димы height=489

Ёлкин Ситцевые берега Жигулей height=430
 

При подготовке данной статьи использовались:
Биография В.Н. Ёлкина из буклета к выставке художников МОСХ (1975).
Статья Николая Фёдорова «Кубометры и километры художника (газета «Дмитровский вестник», №28 (12674) от 4 марта 1999 года).
Биография В.Н. Ёлкина, написанная его семьёй в 2002 году.
Беседы со старшим сыном художника Владимиром и младшим Валерием Васильевичем Ёлкиным.
Отдельная благодарность Виталию Лаврушину, владельцу одноимённой галереи (http://www.artgallerylavrushin.ru/) за предоставленные материалы.

24
В1934 году Василий Николаевич работал в 1-й Образцовой типографии, в своей alma mater, бывшей типографии И.Д. Сытина. Типография готовила важный заказ – брошюру с речью Сталина, произнесённой им на XVII съезде ВКП(б), позже названном «съездом победителей» (26.01.1934 – 10.02.1934). Ёлкин предложил оформить обложку с портретом вождя в трёх цветах, в стиле французских импрессионистов. В результате то ли неправильно подобранных красок, то   ли качества   бумаги,   то   ли нарушения технологического процесса, краски расплылись, картинка оказалась смазанной и совсем не соответствовала задумке.
Тираж отправили под нож, а художника и нескольких других руководителей типографии повесткой вызвали на Лубянку. Соблюли кое-какие формальности.
– Отца спросили: партбилет с собой? Положили документ в стол и объявили об аресте, – рассказывал старший сын Ёлкина Владимир Васильевич.
Так семья потеряла мужа, отца и кормильца. Сразу после его ареста уволили с работы жену Веру и они, с девятилетним сыном Владимиром остались без средств к существованию. Как многие другие в это жестокое время.
В.Н. Ёлкин был осуждён по статье 58, пункту 10, за антисоветскую пропаганду. Дали 3 года лагерей.
 <blockquote>Статья 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву, ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст. 58-2-58-9), а равно распространение, изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собою лишение свободы не ниже шести месяцев.
 Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собою меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2.</blockquote> – Машиной его отправили в Бутырку, – рассказал его старший сын, Владимир Васильевич, – а ночью оттуда – в колонну и – на Савёловский вокзал.
Так Василий Николаевич оказался в самом большом лагере для заключённых – Дмитровском ИТЛ (Дмитлаге), созданном для строительства гигантского сооружения – канала Москва-Волга.
Первоначально его определили в Темпы, где ему пришлось потолкать неподъёмную тачку, работая в котловане. Однако Василию Николаевичу повезло. Начальник Дмитлага Семён Григорьевич Фирин, бог и царь Дмитлага, привечал людей искусства. Выступая своеобразным меценатом, он собирал талантливых людей под крыло КВО (культурно-воспитательных отделов), разбросанных по участкам строительства канала. Ёлкин же попал в Дмитров, в Центральный КВО всего строительства, где и занялся тем, чем занимался всю жизнь, начиная с отрочества – рисованием. Уже к сентябрю 1934 года В.Н. Ёлкин вместе с Я.И. Французовым оформили технико-экономический журнал строительства канала Москва-Волга «Москваволгострой», который вышел под №4 (4).
1934 Мoskvavolgosroy_1934_04-03 height=640
Василий Николаевич принял участие в оформительской деятельности Дмитлага. За время нахождения в лагере он активно работал в издании литературно-художественного журнала «На штурм трассы», редактором которого стал сам Фирин.
На штурм трассы height=640

За годы нахождения в Дмитлаге Василий Николаевич объездил всю стройку канала от Волги, начала канала, до Перервы в Москве. Везде он делал зарисовки.
 В.Ёлкин Быки Волжской бетонной плотины height=512
В.Ёлкин Быки Волжской бетонной плотины. Галерея В.Лаврушина. 

 В.Ёлкин. Канал Москва-Волга. Глубокая выемка. height=238
В.Ёлкин. Канал Москва-Волга. Глубокая выемка. Домашний архив В.В.Ёлкина. 
 
В.Ёлкин. Двухкамерный шлюз №8. height=446
В.Ёлкин. Двухкамерный шлюз №8.

По результатам его поездок В.Н. Ёлкина была выпущена небольшая книжка с его работами в
серии «Библиотека «Перековки» под №63 «Зарисовки с трассы (май-ноябрь 1936)» (издание КВО Дмитлага НКВД СССР, 1937, тир.1000).
1937 Ёлкин Зарисовки трассы height=640

Василий Николаевич был также отмечен в одиозной книге Иды Авербах «От преступления к труду», изданной в 1936 году, в качестве одного из правильно перековывающихся заключённых и создающих правильные перекованные картины:
В.Ёлкин Район Соревнования. &quot;Лесобугорская выемка&quot;, акварель. height=603

Действительно, В.Н. Ёлкин написал немало работ во время пребывания в Дмитлаге. Многие из них вполне политкорректны и соответствуют линии партии, но некоторые приоткрывают правду, творящуюся в лагере. Вот как он сам характеризует отношения внутри лагерных бараков: «В углу две зверски ощерившиеся группы. Угрожающие жесты и наскоки перемешиваются с головокружительной руганью, кто-то кого-то двинет в ухо…»
 В.Ёлкин. Драка в бараке height=640
В.Ёлкин. Драка в бараке. Домашний архив В.В.Ёлкина. 

 В.Н.Ёлкин В бараке height=640
В.Ёлкин. В бараке. Галерея В.Лаврушина.

Во время работы Ёлкина в Центральных художественных мастерских, Василий Николаевич сдружился с другим художником, Константином Станиславовичем Соболевским. К концу срока заключения у вольнопоселенца Ёлкина была возможность видеться с семьёй, которая навещала его в Дмитрове. Один из таких моментов запечатлела фотография, на которой рядом с Константином Соболевским стоит старший сын Василия Николаевича Владимир:
 Константин Соболевский с сыном В.Н.Ёлкина Володей height=640
Константин Соболевский с сыном В.Н.Ёлкина Володей. Домашний архив В.В.Ёлкина. 

Спустя много десятков лет, когда сыновья Ёлкина, Владимир и Валерий приезжали в Дмитров, старший брат сказал младшему, указывая на стены Успенского собора, где в его помещениях работали художники Дмитлага:
 – Помнишь, как отец рассказывал, что наша мама приезжала к нему на свидания?
 – Конечно помню!
 – В каком это было году?
 – В 37-ом.
 – А теперь вспомни, когда у тебя день рождения.
Наивысшим успехом творчества В.Н. Ёлкина в Дмитлаге стала совместная работа со своим непосредственным начальником, Глебом Сергеевичем Куном и со своим другом, Константином Соболевским – плакат «Канал Москва-Волга открыт!»
 Ёлкин. Плакат Канал Москва-Волга открыт height=640
В.Ёлкин. Канал Москва-Волга открыт. Домашний архив В.В.Ёлкина.

Однако, в отличие от своего начальника и своего друга, судьба оказалась благосклонна к Василию Николаевичу. По окончании трёхлетнего срока заключения Ёлкина оставили вольнонаёмным в системе Дмитлага, но сокращение штатов, предваряющее окончание строительства канала, спасло его от расстрела. Василий Николаевич вернулся домой, в Москву, и зажил привычной гражданской жизнью. А Глеб Кун был вторично арестован в июне 1937 года и расстрелян. Константин Соболевский также был вторично арестован 2 июля 1937 года и вскоре тоже расстрелян. И многие другие были по окончании строительства освобождены и затем вторично осуждены и арестованы.
Вскоре по возвращению Василия Николаевича со стройки до него дошла и другая страшная новость – его бывший коллега и соавтор Густав Клуцис тоже был арестован. Случилось это в январе 1938 года. Клуцис был арестован обвинению в участии в «фашистском заговоре латышских националистов», а точнее ему было приписано членство в «вооруженной латышской террористической организации». Из тюрьмы Густав Густавович уже не вышел.
 В.Н.Ёлкин Автопортрет - 1 height=640
1930-е годы. В.Н. Ёлкин. Автопортрет. Галерея В.Лаврушина.

В конце тридцатых годов В.Н.Ёлкин много работал над плакатом в Изогизе. За тридцать лет работы было издано более 50 его плакатов, особенно удачные из которых оформлялись в виде открыток. Во время Великой Отечественной войны одновременно с работой над военным плакатом В.Н. Ёлкин по направлению МОСХа работал художником на заводе им. Владимира Ильича, оформляя иллюстрированные агитационные стенды, содержание которых менялось еженедельно; командировался в колхозы Оренбургской области, организовал школу рисования по образцу Сытинской школы в 1-й Образцовой типографии.
После войны Василий Николаевич увлёкся иллюстрированием детской книги. Работает с Борисом Житковым, Ниной Павловой. Иллюстрировал книги Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» и «Журка», рисунки которых очень понравились автору. Эти книги издавались и за рубежом.
Однако о печальных днях, проведённых им в Дмитлаге, Василий Николаевич старался умалчивать. В выставочных каталогах свои канальские картины он начинает датировать 1932 годом и заканчивает 1935. И ни одной работы 1936 и 1937 годов.
Старший сын Владимир вспоминал, что после реабилитации отцу предлагали восстановиться в партии.
– Почему я должен восстанавливаться, если я из партии и не выходил?! – ответил сыну Василий Николаевич. Партийный билет ему так и не вернули.
– Слава Богу, что остался жив.– сказал его сын Валерий спустя двадцать лет после смерти отца. – Этот партийный молох жевал – пережевывал моего отца и других, захлебываясь от жадности. Да и выплюнул. Нет, отец не хотел оставаться партийцем, когда ему предлагали. Остался страх. И не покидал его с 37-го по 53-й. И при Хрущеве не погас. Я знаю. Ведь отец работал в области политического плаката. Только в брежневские времена, уже на старости лет страх стал гаснуть, а к скорби по погибшим добавилось чувство уверенности в нашем народе. Уверенности в том, что народ останется прежним – добрым, доверчивым и полным творческих сил. И отец считал, что и своим творчеством он несет людям добро и уверенность в том, что наша будущая жизнь будет светлой, счастливой, интересной и красивой.
Начиная с 1956 года В.Н. Ёлкин командировался на Алтай, на Кубань и Дон, где создал много станковых живописных работ (пейзаж, портрет, натюрморт).
Василий Николаевич много путешествовал по Подмосковью, Псковщине, по побережьям Азовского и Балтийского морей.
Из каждой поездки он привозил множество интересных и разноплановых работ.

25
Василий Николаевич Ёлкин родился 10 марта 1897 года в деревне Крылатки на берегу Москвы-реки, невдалеке от легендарного Бородино. Отец его работал краснодеревщиком на обойной фабрике в Москве и в 1911 году он отвел подававшего надежды сына в школу рисования при типографии И.Д. Сытина.
Иван Дмитриевич Сытин, известный книгоиздатель, рачительный владелец типографии, мечтавший о красочной, хорошей книжке для народа, завел у себя школу. В ней учились его будущие работники, которым всем – не только художникам, но и печатникам – прививался эстетический вкус.
В Сытинской школе рисунку и живописи учили известные художники Сергей Васильевич Герасимов, давний «сытинец», и Георгий Дмитриевич Алексеев. Под их началом и начал заниматься Василий Николаевич.
Через три года, на выставке 1914 года, семнадцатилетний юноша предоставил свою работу – пейзаж. Успех превзошёл все ожидания. Помимо того, что работа была отмечена денежной премией организаторами выставки, картину была тут же продана за 50 рублей, что по тем временам считалось весьма приличными деньгами.
В 1916 году В.Н. Ёлкина мобилизовали в армию. Так он попал на Первую мировую войну. Свою службу Василий Николаевич проходил в авиационной части.
После революции 1917 года Ёлкин в рядах Красной Армии участвовал в боях на Деникинском фронте, а затем в Поволжье и на Украине. По возвращении в Москву в 1924 году был принят во ВХУТЕМАС в класс В.А. Фаворского, где вновь встретился со своим прежним учителем С.В. Герасимовым и продолжил у него обучение. Параллельно с учебой он работал в издательстве «Новая Москва», был организатором общества «Октябрь», работал там вместе с Александром Дейнекой, Диего Риверой, Сергеем Эйзенштейном, Альфредом Куреллой, Густавом Клуцисом и другими художниками различных областей искусства.
 1926 Ёлкин в Крыму height=409
1926 год. Василий Ёлкин в Крыму. Домашний архив В.В.Ёлкина.

На рубеже 1920-х–1930-х годов творчество Василия Николаевича Ёлкина пользовалось широкой известностью. Он участник Международной выставки прессы в Кельне (1928), Первой выставки объединения «Октябрь» в Москве (1930), Антиимпериалистической выставки (Москва, 1931), первой всесоюзной выставки плаката «Плакат на службе пятилетки» (Третьяковская галерея, 1932), Международной выставки плаката в Льеже и Вервье (Бельгия, 1932).
1931 Батуми height=640

В 1928 и 1929 годах В.Н. Ёлкин, будучи техническим редактором Агитпропа, работал вместе с Густавом Густавовичем Клуцисом над оформлением журнала «Строительство Москвы». Вместе они создали 17 номеров – как обложки, так и макеты журнала.
1928 Строительство Москвы #12 (декабрь) height=640

Совместная работа Клуциса и Ёлкина не ограничилась работой над журналом. В 1931 году они вместе создали плакат «Социалистическое соревнование, сдельщина, равнение на нормы лучших ударников обеспечат успех уборки и осеннего сева»
 1931 В.Ёлкин Г.Клуцис Социалистическое соревнование (old.redavantgarde.com-ru-collection-) height=640
1931 В.Ёлкин Г.Клуцис Социалистическое соревнование (http://old.redavantgarde.com/ru/collection/)

 В том же 1931 году В.Н. Ёлкин стал секретарем Бюро графической секции Союза советских художников, образованного из Федерации художников, в которую входили общества «Октябрь», «АХРР», «ОСТ» и другие.
 Начало тридцатых годов для В.Н. Ёлкина были очень активными и продуктивными. Именно в этот период и были созданы самые интересные и известные его плакаты:
 1931 В.Ёлкин Каждый колхозник, каждая бригада... (http://old.redavantgarde.com/ru/collection/) height=640
1931 В.Ёлкин Каждый колхозник, каждая бригада… (http://old.redavantgarde.com/ru/collection/
 
1932 В.Ёлкин Профсоюзы на борьбу... height=640
1932 В.Ёлкин Профсоюзы на борьбу… (http://old.redavantgarde.com/ru/collection/

 1932 В.Ёлкин Да здравствует Красная армия - вооружённый отряд пролетарской революции height=640
1932 В.Ёлкин Да здравствует Красная армия — вооружённый отряд пролетарской революции 
 
1932 В.Ёлкин Выполним требования товарища Ворошилова height=640
1932 В.Ёлкин Выполним требования товарища Ворошилова 

 Около 1932 года. В.Н. Ёлкин и его плакат. Фотомонтаж. height=640
Около 1932 года. В.Н. Ёлкин и его плакат. Фотомонтаж. Домашний архив В.В.Ёлкина.

Жизнь художника складывалась вполне удачно: известность, востребованность, устроенность личной жизни… Но досадная техническая оплошность круто изменила жизнь Василия Николаевича.

26
Химки / Воскресёнки, исчезнувшая деревня
« : 10 Октября 2015, 23:26:17 »
Была такая деревня в Химкинском районе – Воскресёнки. Разросшийся аэропорт Шереметьево в конце 1970-х подмял её под свою новую, вторую взлётную полосу. Долго ещё автобусная остановка, что была невдалеке от исчезнувшей деревни, носила весёлое и звонкое название – Воскресёнки. Лет 10-15 назад транспортники спохватились и дали остановке название ближайшего населённого пункта – Клязьма.

А жаль.


Фрагмент карты 1931 года.

А на самом деле история Воскресёнок достаточно длинная и в некоторых местах даже немного запутанная. Запутанная в том, что очень давно деревня носила она название Чашниково. Но было совсем не тем Чашниковым, которое упоминалось в 1585 году как «село на речке Албе… в селе церковь Троицы Живоначальныя каменна о пяти верхах да предел Алексея человека Божия»[1]. И была она, по-видимому, постарше Чашникова на Альбе, поскольку в писцовых книгах 1573-1574 годов она упоминается как «Чюдова монастыря : … Слц. Старое Чашниково на ручью на Студенце, а в нём дв. монастырский, дв. челядинный; пашни паханные сер. земли 12 чети да пер. 48 четв. в поле, а в дву потомуже, сена 100 коп., лесу дровяного 10 дес. … В Манатьине же стану погост на царя и великого князя земле на рчк. на Студенке, а на погосте церковь Воскресение Христово, древена, клетцки, а в нём пашни паханные 6 четьи в поле, а в дву потомуже, сена 50 коп»[2].

Давайте попытаемся разобраться, что же имели в виду дьяки, описывая эти земли. Я бы «перевёл» на современный язык и интерпретировал примерно так: на речке/ручье Студенце/Студёнке располагалось сельцо Старое Чашниково, находившееся во владении Чудова монастыря. На том же Студенце находился погост с деревянной церковью Воскресения Христова. При этом земля, на которой находился погост, была казённая, то есть принадлежала царю/великому князю. А учитывая небольшие размеры Студенца, можно сказать, что сельцо и погост располагались вплотную друг к другу, хотя и на землях разных владельцев. Обычно погостом называлось небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. Из чего можно сделать вывод – Старое Чашниково называлось сельцом именно по тому, что там не жили крестьяне.

Теперь давайте сформулируем чёткие различия между двумя Чашниковыми:
  • Чашниково №1 – на реке Альбе (Мещерихе), село с храмом Троицы Живоначальной.
  • Чашниково №2 (Старое) – на речке/ручье Студёнке/Студенце, сельцо рядом с погостом с храмом Воскресения Христова.


Оказалось, что различия значительные. К тому же на местности они разнесены на 3,5 километра. Однако при погружении в старинные документы надо всегда задавать себе вопрос – о каком Чашникове идёт речь.

Закончим о Чашникове на Альбе, благо его история раскрыта достаточно хорошо, фотографией, сохранившейся у Генриха Фёдоровича Барта, внука Константина Викторовича Осипова, владельца усадьбы при Успенском-Трахонеево. Фото был сделано его отцом, Фёдором Фёдоровичем до революции, в самом начале XX века:



Продолжим о Старом Чашникове.

Очень подробное описание Старого Чашникова дали Холмогоровы:
Цитировать
«Воскресения Христова место церковное, в 7131 (1623) г., Московскаго уезда, Монатина Быкова и Коровина, на пустоши, что был погост на речке Студенце, вотчина Чудова монастыря; на погосте некогда была церковь Воскресения Христова; пашни церковной лесом поросло середней земли 6 четьи в поле, а в дву потомуж, сена 60 копен (Писцов. кн. 685). К Воскресенскому погосту принадлежало сельцо старое Чашниково, на речке Студенце, которое в 7154 (1646) г. называлось «Чашниково-Воскресенское». (Ныне: Чашниково-Воскресенское, сельцо Московск. уезда.) в нем было 9 дв. крестьянских, с 18 челов.; в 7186 (1678) г. — 7 дв. крестьянских и бобыльских, в них 33 челов., в 1704 г. — 14 двор. с 57 крестьянами (Переписн., кн. 9809, 9812, 9815).

Церковная Воскресенская земля отдавалась на оброк и в оброчных книгах Патр. Казеннаго Приказа писалась: за 7146 (1639), 7163 (1655) гг. «на крестьянах деревни Старовой — вотчины Чудова монастыря, оброку гривна; за 7164 (1656) г. — «на архимандрите; Чудова монастыря Кирилле, оброку 22 алтына; за 7197 (1689) – 1739 г. на крестьянах сельца Стараго Чашникова; а межа церковной земли, которою они владели в 1689 г., «от речки Студенца вверх врашком, а от того врашка поворотя на право впрям возле сельца Чашникова яроваго поля и изгороды через лесок до рогачевской дороги, а сельца Чашникова яровое поле и возле того поля городьба от церковнаго кладбища сажень с 30; а рогачевскою дорогою до реки Клязмы, а рекою Клязмою вверх до устья речки Студенца, а речкою Студенцом вверх до тогож врашка, что впал в речку Студенец, а врашком до того ж Чашниковскаго яроваго ж поля и городьбы; а смежна та церковная земля с двух сторон сельца Чашникова, а с третей стороны за дорогу рогачевскую с лугом и пашенною землею стольника Ивана Траханиотова, а с четвертой стороны разошла река Клязма; от Москвы 20 верст, а от государева села Чашникова версты с полторы, а по cмете той церковной земли пашни паханой и перелогом и лесом поросло десятин с 13, да сена по речке Студенце и на речке на Клязме на наволочке и на врашке копен с 15» (Патр. Прик. кн. 25 и дозорн. кн. 141)»[3].
Попытаемся осознать, что интересного в этом описании. Оказалось, что на 1623 год церкви уже нет. Однако сельцо Старое Чашниково сохранилось, и к 1646 году стало называться Чашниково-Воскресенское. В документах продолжали искажать название – в 1655 году назвали просто Старым, в 1689 – опять Старым Чашниковым.

Очень интересным является описание границ Чашникова-Воскресенского. В моём распоряжении оказались топографические карты середины XX века, на которых и была сделана попытка реконструкции границ земель Чашникова-Воскресенского. Карта «склеена» из двух листов, которые отличаются годом топосъёмки, потому на левой стороне аэропорта Шереметьево ещё нет, а на правом – уже есть. Нижнюю по карте часть участка можно определить очень точно (выделено красным), верхнюю, северную, где примыкают земли Чашникова (того самого, что на Альбе), точно установить не получается – она выделена жёлтым:



Существует и другая реконструкция земель Чашниково-Воскресенское, сделанная современным исследователем В.С. Кусовым по состоянию на более поздний, 1766 год. Автор пользовался оригиналами документов и планов, потому его реконструкцию нужно считать очень точной, показана даже Студёнка:

 



На плане генерального межевания 1778-1797 годов под номером 445 также можно разглядеть земли Чашникова-Воскресенского. По-видимому В.С. Кусов пользовался подобным планом:

 



Описание земель согласно генеральному межеванию второй половины XVIII века таково:
Цитировать
«Чашниково, Воскресенское тож, сельцо Московского уезда, Манатьина Быкова Коровина стана, владение Коллегии экономии, ранее Чудова монастыря, межевал 23 сентября 1766 г. Сонин Я. Пашня 198 д 1012 с, лес 99 д 1532 с, сенной покос 61 д 54 с, селение 4 д 546 с, дороги 5 д 2370 с, реч. 1140 с, кладбище 400 с, всего 369 д 2255 с, душ 80»[4].
Из исходных документов, использованных для изучения истории Чашниково-Воскресенского, следовало бы обратиться к очень интересному в целом труду священника Н. Скворцова. Однако применительно к Чашникову-Воскресенскому ничего нового там найти нельзя – в этом случае он был таким же диванным исследователем, как я, и черпал свои сведения из трудов Холмогоровых и Калачева, добавляя небольшие неточности.

Задаваясь целью точно определить старое церковное место, Скворцов сделал совершенно правильный вывод:
Цитировать
«Здесь мы находим ясныя указания местности, где расположена была земля Воскресенской церкви. Земля стольника Ивана Траханиотова – это теперешнее село Трахоньево. Село Чашниково с Троицкою церковью неподалеку от Трахоньева – в 4 верстах. А между Трахоньевым и Чашниковым есть сельцо Воскресенки, верстах в двух от Чашникова. Вот это сельцо, но нашему мнению, и есть Старое Чашниково – Воскресенское, около котораго и следует искать землю уничтоженной Воскресенской церкви, во владении местных крестьян. Сельцо Воскресенки — в Трахоньевском приходе» [5].
Сложно ответить на вопрос – когда название Чашниково-Воскресенское сократилось до Воскресёнок. Единственное, что могу утверждать – в церковных книгах Трахонеевского прихода как минимум начиная с 1873 приставка Чашниково отвалилось, а Воскресенское превратилось в просторечное Воскресёнки.


Панорама деревни Воскресёнки. Фрагмент фото 1890-х годов. Фото из домашнего архива потомков К.В.Осипова. Усадьба К.В. Осипова находилась на противоположном от Воскресёнок берегу Клязьмы.

Есть ещё одна неопределённость. Связана она с кладбищем при Чашниково-Воскресенском. Согласно документам генерального межевания площадь его составляла 400 сажень, что составляет 0,18 гектара, то есть чуть более чем квадрат со сторонами по 40 метров. По описанию границ можно предположить, что оно находилось невдалеке от Рогачёвского тракта. Но современное сельское кладбище, называемое Клязьминским, находится совсем в другом месте, примерно посередине между бывшим Чашниково-Воскресенским и рекой Клязьмой, на левом берегу оврага, где протекает Студёнка. Возможно, что старое кладбище было заброшено в стародавние времена, возможно при расширении аэропорта Шереметьево. Этот факт ещё придётся уточнить.

Чуть больше читать тут - http://ikuv.ru/voskresyonki-ischeznuvshaya-derevnya/
Статья не влезла в форумовский пост целиком.



27
Долгопрудный / Потерянная деревня Строево
« : 07 Сентября 2015, 23:58:48 »
Благодаря опубликованным в Энциклопедии Долгопрудного планам села Спасское-Котово удалось доказать, что Строево - не старое название Клязьмы (Выползово), а самостоятельная деревня, находившаяся ровно посередине между Спасским-Павельцево и Спасским-Котово.
Подробнее тут - http://ikuv.ru/peremeshhaem-i-zakreplyaem-stroevo/

28
Нашёл вот такое. Что-то у них с географией неладно?

Лианозовский концлагерь
Категория:
Концлагеря 1920х
Места принудительного труда 1920х

Адрес: ст. Лианозово

Концентрационно-производственный лагерь №1 неподалеку от станции Лианозово Савеловской железной дороги располагался в бывшем кирпичном заводе Альфонса Гаша. Предполагаемое время основания после реорганизации - лето 1921 года.
Тэги:
Лианозово
Савеловская ж.д.
Дмитровское шоссе

Запись в документах от июля 1921 года: "при станции Лианозово Савеловской ж.д. в бывшем кирпичном заводе Гаша вновь организован "Гаша-Заводский Концентрационно-производственный лагерь № 1 принудительных работ Главного Управления общественных работ и повинностей, почему всю переписку касающуюся заключенных данного лагеря направлять по вышеуказанному адресу" (Ф. Р-4042. Оп. 1а. Д. 2а., Л. 69) Кирпичный завод Альфонса Гаша был основан при деревне Лупихе Хлебниковой Троицкой волости в 1900-м году. Преобразованный после революции в концентрационно-трудовой лагерь, он упоминается в одной из служебных записок как "представляющий из себя большую государственную ценность". В то же время, в июне 1922-го года штат охраны в лагере сокращается до общей нормы - с 45 человек до 20, что "приводит к участившимся за последнее время массовым побегам заключённых" (Ф. Р-4042. Оп. 1а. Д. 39. Л.201). Косвенные упоминания о наличии "медперсонала" (Ф. Р-4042. Оп. 1а. Д. 39., Л. 294), который снимается с довольства, даёт возможность предполагать о сохранности части медицинской инфраструктуры старого завода Гаша, при котором существовала Фабрично-заводская больница ("Памятная книжка Московской губернии, 1908 год, http://www.dolgoprud.org/doc/?book=2&page=412) Комендантом "лианозовского производственного района" за тот же год является некто Парфёнов (означает ли эта должность руководство самим лагерем?) (Ф. Р-4042. Оп. 1а. Д. 39., Л. 361) . Часть построек старого завода Гаша сохранились в окрестностях Лианозово, Хлебниково и Долгопрудного - это старая заводская труба, заводские корпуса и бараки для рабочих (см. фото).


Источник - http://mapterror.konstantin-polivanov.net/lianozovskiy-konclager

29
Газета 'Советская Сибирь' (Новосибирск) 1937-01-29 №24 (5183):



Страницы: 1 [2] 3 4 ... 6