Интернет-версия проекта "Энциклопедия Долгопрудного"

 
 

"Энциклопедия Долгопрудного" - Библиотека

 
     
     
 
     
 

 

 

 

Дирижабль В-6 устанавливает мировой рекорд продолжительности полета


 

     Спустя 20 дней, 29 сентября, дирижабль В-6 стартовал из Долгопрудной в длительный полет. Он летел под командой Панькова, который в предыдущем продолжительном полете хорошо проявил свои способности как руководитель. В данном случае целью было побитие рекорда "Норвегии", итальянского дирижабля такого же типа и объема, который в 1926 году достиг продолжительности непрерывного полета в 71 час при перелете от Шпицбергена до Аляски через Северный полюс. Было взято на борт 5670 кг бензина. Экипаж состоял из 16 человек. Прежде чем стартовать, они разработали служебный распорядок вахт, предусматривающий 8 часов в сутки работы для каждого члена команды с обязательным предоставлением времени для сна продолжительностью в 6 часов. Не имели дублеров только радист-оператор да метеоролог Давид Исаевич Градус, который, кроме того, был синоптиком и должен был вести составление карт погоды, а также являлся спортивным комиссаром на борту и стюардом. По утрам он должен был раньше всех выбираться из своего спального мешка, чтобы приготовить 16 порций еды и питья на день для всех членов команды. К этой задаче он был хорошо подготовлен, так как в возрасте до 21 года работал профессиональным пекарем. В течение более 20 часов полета дирижабль следовал по предварительно разработанному курсу. Второй день выдался наиболее тяжелым за все время полета. Облака были очень плотными. Только время от времени они раскрывались, давая возможность взглянуть на поля, которые, оставаясь еще зелеными, были тут и там подернуты осенней ржавчиной. Так Паньков красочно описывал их впоследствии в своем рапорте. Сильный встречный ветер замедлял продвижение дирижабля. Начался дождь. В кабину управления проникала вода. Это было хотя и неприятно, но зато полезно, потому что дало возможность собрать большое количество водяного балласта. 1 октября было решено изменить курс и лететь, опережая ветер, по следующей трассе: Иваново, Калинин, Курск, Воронеж. В этот момент погода улучшилась. Только утром они встретили туман, но в 10 или в 11 часов утра он был рассеян солнечными лучами.

     Один за другим они пролетали города, над которыми дирижабль В-6 сбрасывал послания, прикрепленные к флажкам-вымпелам: Новгород, Шуя, Иваново, Калинин, Брянск, Курск, Пенза, Воронеж, Васильсурск. Когда они достигли Пензы, было уже темно, и команда задумалась, как бы им сбросить свое послание так, чтобы оно было замечено. Задача была решена радистом, которого осенила идея прикрепить к вымпелу электрический фонарик.

     Пролетая таким образом над Европейской частью Советского Союза в пределах расстояния 650-750 км от Москвы над городами, селениями, реками и озерами, они побивали рекорд, установленный дирижаблем "Норвегия".

     3 октября уже по пути на базу Паньков отправил радиограмму: "Мы летели вначале при неблагоприятных погодных условиях: ливневые дожди, порывистый ветер 65-75 км/ч. Однако все корабельные системы хорошо работали в этих условиях. Экипаж блестяще доказал свою тренированность, работая непрерывно в течение 20 или 30 часов в тумане и при проливном дожде. Мы побили рекорд, установленный дирижаблем "Норвегия". Вдохновленный этим успехом, экипаж хотел сделать большее. Вечером 3 октября дирижабль В-6 пролетел над летным полем Долгопрудной, где все было готово к его приему. Большие ворота эллинга были широко раскрыты. Наземная команда готова к операции посадки. Но полет продолжался с целью побития рекорда продолжительности полета полужесткого дирижабля LZ-127. Паньков радировал: "Мы продлеваем полет на последующие 24 часа с тем, чтобы установить абсолютный мировой рекорд продолжительности полета без посадки и без пополнения запаса топлива для летательных аппаратов всех типов". И действительно, в полночь 3 октября дирижабль В-6 закончил свой 111-часовой беспосадочный полет, побив рекорды дирижаблей: английского R-34 и германского LZ-127.

     В-6 мог теперь прекратить свой полет и приземлиться, но никто из экипажа не хотел делать этого. Паньков радировал наземному командованию с просьбой разрешения на полет до утра 5 октября. Ему разрешили продолжать полет только до 5 часов пополудни 4 октября. Дирижабль продолжал крейсировать в окрестностях Москвы. После полудня он летал над городом, и Паньков радировал: "Я упаковал свое последнее послание в деревянном футляре и время от времени поглядываю в окно. Люди на улицах и площадях Москвы останавливаются, смотрят вверх и машут нам руками. Другой дирижабль появился в небе, буксируя длинный красный транспарант, на котором мы смогли прочитать слова приветствия. Самолеты также летают, приветствуя нас. Момент приземления приближается, и мы готовы для его выполнения.

     По группам, один за другим, мы забираем горячую воду из радиаторов и умываемся. Пассажирская кабина дирижабля выглядит так, как будто она превратилась в салон парикмахерской. После тщательного бритья мы тщательно осматриваем друг друга, оправляя нашу полетную одежду и прилаживая парашютные ремни".

     В 5 ч. 15 мин. пополудни (17ч. 15 мин.) 4 октября 1937 года дирижабль В-6 приземлился в Долгопрудной, продержавшись в воздухе 130 часов 27 минут. Все рекорды беспосадочных полетов дирижаблей любого типа и класса были побиты. Советский Союз с энтузиазмом приветствовал сообщение о победе, достигнутой его дирижаблем. Среди других дочь Циолковского писала: "Примите самые сердечные поздравления от меня и всей моей семьи экипажу дирижабля и его капитану товарищу Панькову с их блестящим успехом. Эта победа напоминает мне убежденное заявление моего отца, что "советские дирижабли будут лучшими в мире".

     
     
     
 
   

 

© Copyright Мартынов С.А. (aka SMART) SmartSoft Ltd. © Все права защищены.