Автор Тема: Новый салонный танец Дирижабль! Потанцуем?  (Прочитано 8529 раз)

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
    • Просмотр профиля
В  самый канун Нового года наткнулась на забавную книжечку :
Дирижабль. Музыка М.А. Кюссъ Новый салонный танец с описанием: Для ф.-п. / Сост. П.М. Клочковым
Может кто-нибудь это озвучить и станцевать?)
И да, С Новым годом!  :D
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн Игорь Кувырков

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 366
    • Просмотр профиля
Re: Новый салонный танец Дирижабль! Потанцуем?
« Ответ #1 : 01 Января 2015, 11:14:32 »
Очень забавно!
А Кюсс ещё и автор вальса "Амурские волны"

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
    • Просмотр профиля
Re: Новый салонный танец Дирижабль! Потанцуем?
« Ответ #2 : 01 Января 2015, 11:42:00 »
А вот что еще обнаружилось из Википедии!!!
Кюсс Макс Авельевич (Аверьянович) (17 марта 1874—1942)

Участвовал в строительстве канала Волга-Москва: сохранился приказ по Дмитлагу о назначении его «на должность стрелка ВОХР с исполнением обязанностей капельмейстера».

В 1937 году занимался с детьми-сиротами, набранными в детских домах для военно-музыкального училища.

Во время Великой Отечественной войны остался в Одессе и погиб в конце 1942 года.

Так вот откуда этот "Дирижабль"! Очень примечательная вещь для истории Долгопрудного. Игорь, спасибо за наводку)
« Последнее редактирование: 01 Января 2015, 11:45:15 от Илона В. »
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
    • Просмотр профиля
Re: Новый салонный танец Дирижабль! Потанцуем?
« Ответ #3 : 01 Января 2015, 12:13:39 »
Покопалась еще. И вот еще более точные сведения обнаружились.

...Годы службы на Дальнем Востоке были невероятно плодотворными для Макса Авельевича. Но замкнутый характер маэстро, его природная склонность к меланхолии, душевное беспокойство – всё это отражалось на творчестве композитора, затрагивая его самые печальные струны. Даже марш 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, который так понравился Её Императорскому Величеству Марии Фёдоровне, Кюсс назвал «Тяжелая жизнь». И поговаривали, что именно название марша стало препоной для вручения царского подарка (именных часов). От названия новых вальсов, написанных композитором после «Амурских волн», веяло беспросветной грустью: «Скорбь души», «Разбитая жизнь».
Пожалуй, только танец «Дирижабль», написанный в 1911 году, в последний год пребывания Макса Кюсса на Дальнем Востоке и посвященный другу Эрасту Цорну, выбивался из общего печального, если не сказать, трагического настроя композитора своим темпераментом и веселым озорным ритмом. Этот танец считался салонным и был в те годы невероятно моден. Ему специально обучались в танцклассах. А на титульном листе нот, где изображен парящий дирижабль, есть пометка: « танец исполняется лёгкими грациозными прыжками!» Много позже, уже в советское время к этой задорной музыкальной миниатюре прибавится еще одно сочинение, несвойственное для Кюсса по жанру, тем не менее, ставшее необычайно популярным - фокстрот «Алёша-ша».


...Ничто больше не держит в Москве маэстро. Он опять один. С очередной женой жизнь не сложилась, да и не могла наверное. Характер у Макса Авельевича с годами лучше не стал. Да и сердце по-прежнему было занято. Теперь уже не надеждами, а только горькими воспоминаниями. Но вот уже и 1932-ой год заканчивается. Сын уже взрослый, а значит, пора в дорогу. Все равно куда. Бывшие коллеги посоветовали наняться вольнонаемным капельмейстером на разворачивающуюся под Дмитровым гигантскую стройку - «сооружение водного канала «Волга-Москва»

И Кюсс едет в Дмитров. Там всё только начинается. Там нужны музыканты. Начальник лагеря без особого промедления берет в штат известного музыканта, несмотря на то, что в расписании нет должности капельмейстера. Пока нет. Зато есть вакансии стрелков. И маэстро оформляют стрелком.

Из фондов Государственного архива РФ: « Приказ №42 от 25 февраля 1933 г. Капельмейстера Управления Кюсс Макса Авельевича назначить на должность стрелка в/охраны с исполнением обязанности капельмейстера, зачислить его в списки Управления и на все виды довольствия с 1 марта с.г. Справка: заявление его и рапорт нач. в/охраны за № 192 »
Строительство канала находилось под непосредственным контролем тов.Сталина. Кинооператоры несколько лет снимают самые яркие моменты стройки, чтобы создать полнометражный документальный фильм, полный людского радостного энтузиазма. Есть в нем и кадры играющего оркестра под управлением капельмейстера. Но, увы, это не Макс Кюсс.
Такая уж у него судьба - всё время оставаться за кадром истории. Но первый оркестр на строительстве канала был организован именно им. Итак, 1-го марта 1933 года в Дмитлаге начал свою работу стрелком-капельмейстером автор популярных вальсов: «Амурские волны», «Разбитая жизнь», «Моя тайна» композитор Макс Авельевич Кюсс. Но там его сочинительские таланты мало кого волновали. Перед руководством Дмитлага стояли иные задачи. Нужно было срочно создать из зэков хороший оркестр и не один. И маэстро принялся за работу. Уже летом 1933-го года состоялся первый выпуск курсантов, отобранных Кюссом из мало-мальски музыкально способных заключенных. 20 человек первой музкоманды. А в очередном приказе говорилось: «Немедленно приступить к организации 2-го духового оркестра…»

Кюсс составляет список необходимых для оркестра инструментов. И какой-то чиновник в этот список вслед за малым барабаном под №26 вписывает: «капельмейстер». Такой же неодушевленный предмет- раб, пленник. Ежедневная нагрузка для музыкантов определена приказом – 10 часов в день. А это : « обязательная игра на разводах, во время производства, при выводе на работу и с работы лучших коллективов и бригад». А, кроме того, проведение всяческих вечеров самодеятельности, хоровых кружков и т.д. При этом музыканты – зэки, или как их официально называли – каналоармейцы, должны были еще и исполнять на стройке обычную производственную повинность. Этого Макс Кюсс понять был не в состоянии. Далёкий от политики, он, тем не менее, был профессионалом высочайшего класса, знал себе цену и не мог допустить брака в своей работе. Дерзкий и своенравный, он не боялся выдвигать свои требования. Хорошо еще, что начальник лагеря С.Фирин выслушивал его претензии.
Маэстро продержался в лагере года два, не выдержав его условий.
В 1935 году Макс Авельевич Кюсс решает вернуться в Одессу. Ему уже 58 лет, а по новым документам и того больше – 61 год. Что и говорить, возраст почтенный. Отпустили, не мешкая.


Полная версия текста - http://www.pavelbers.com/Istorija%20pesni%2011.htm



« Последнее редактирование: 01 Января 2015, 12:19:00 от Илона В. »
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
    • Просмотр профиля
Re: Новый салонный танец Дирижабль! Потанцуем?
« Ответ #4 : 01 Января 2015, 12:27:48 »
Послушать музыку к танцу "Дирижабль" тут - http://hda.org.ru/files/hdahdm2/14%20Le%20Dirigeable%20-%20danse%20de%20salon%20(%D1%811907).mp3
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн Игорь Кувырков

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 366
    • Просмотр профиля
Re: Новый салонный танец Дирижабль! Потанцуем?
« Ответ #5 : 01 Января 2015, 13:09:41 »
Точно! Он же на строительстве Канала был!  Запамятовал...

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
    • Просмотр профиля
Re: Новый салонный танец Дирижабль! Потанцуем?
« Ответ #6 : 01 Января 2015, 15:40:55 »
А я и не знала...
Кто ищет, тот найдет!