Автор Тема: Мосты округи Ивакино. Часть 2  (Прочитано 7550 раз)

Оффлайн Игорь Кувырков

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 366
    • Просмотр профиля
Мосты округи Ивакино. Часть 2
« : 13 Декабря 2014, 20:31:31 »
В интернете был найден список пристаней канала Москва-Волга. Несмотря на непонятность его происхождения, информация весьма точная. Вот что там написано:- пристань Ивакино (12 км) - расположена на правом берегу канала, в районе устья реки Клязьмы, вблизи деревни того же наименования, у бывшего автомобильного парома.- пристань Павельцево (13 км) - расположена на северном берегу Клязьминского водохранилища, на некотором удалении от деревни того же наименования.Пристань Ивакино действительно существовала в районе устья Клязьмы, и о ней рассказ будет дальше, а под пристанью Павельцево по-видимому подразумевали причал для нефтеналивных судов. А вот что очень интересно для темы нашего рассказа – «у бывшего автомобильного парома». Вот оно как! Получается, что на месте старого моста была отрыта паромная переправа, способная перевозить автомобили! Вот почему сделали бульдозерами выемку - для удобства подъезда к берегу автомобилей!Но паромная переправа просуществовала очень недолго. Хотя следы подъезда к ней и даже небольшая отсыпка грунта в Клязьму заметна до сих пор:



Более поздние времена более отчётливы в воспоминаниях моего отца. После 1953 года был сооружён пешеходный понтонный мост. В качестве понтонов были использованы обычные бочки из-под солярки. Импровизированные понтоны были глубоко притоплены и деревянный настил находился всего сантиметрах в двадцати от поверхности воды. Но, несмотря на явно временное решение, мост был оборудован перилами. Этот мост пересекал Клязьму в одном из самых узких мест и мой отец тоже бегал по нему в школу. В этом месте мост простоял года два, примерно до 1955 года. После чего, по настоянию сельсовета, Павельцевская нефтебаза построила на месте железнодорожного моста более солидный пешеходный понтонный мост из мощных бонов.


Понтонный мост. На заднем плане - церковь в Павельцево.Ракурс примерно тот же, что и на самой первой фотографии поста (фото середины 1960-х годов)

Мост был разводной и когда в Павельцевский залив заходили или выходили речные танкеры, специальный водомётный катер под названием «Нефтяник» разводил мост, отцепляя его от павельцевского берега. Не было ничего более интересней, чем покататься на краю моста во время его разведения! Не был ничего более обидней, когда мост разводили у тебя под носом, а ты торопился на электричку в Хлебниково. Процедура длилась не менее получаса.Для того, чтобы получше разобраться в ситуации, подготовил схему на основе спутникового снимка лета 1966 года:



Долго и славно служил этот понтонный мост. Мост рвался, его чинили. Он опять рвался, его опять чинили.


Понтонный мост (фото 1973 года)

Боны проржавели, мост стал подтапливаться. Деревянный настил поменяли на металлический.


Понтонный мост (фото 1993 года)

Но не выдержал мост в эпоху бурного строительства капитализма. Павельцевская нефтебаза перестала его обслуживать, мост разорвался и вытянулся вдоль ивакинского берега. Случилось это примерно в 2005 году.


Понтонный мост (фото начала 2000-х годов)

Восстанавливать его уже не стали. Потому что берега были скуплены под увеселительные заведения и мост мешал беспрепятственно кататься по водной глади Клязьмы от Павельцевского залива до канала на всяческих маломерных и не совсем судёнышках и судах.Боны некоторое время болтались около берега, потом потихоньку исчезли. Говорят, что одна или две штуки лежат на дне у ивакинского берега.

Небольшое отступление от темы, но без него не связываются узелки повествования.

Как было написано выше, существовали исторические связи Ивакино и деревнями и сёлами, расположенными восточнее – Мысово, Котово. Дети ходили в школу, постарше женились и т.п. После строительства канала Ивакино оказалось отрезано от этих населённых пунктов. Для компенсации неудобств была устроена переправа через канал на упоминавшемся катере «Нефтяник». Стартовала переправа от той самой пристани Ивакино, что находилась в устье Клязьмы. Финишировал катер тоже в русле Клязьмы, но уже с другой стороны канала, для чего была построена небольшая пристань между каналом и насосной станцией Гранитного завода.

Фотографию «Нефтяника удалось» разыскать, вот только он на втором плане и рассмотреть его непросто. На переднем же плане драга, углубляющая фарватер от канала к Павельцевскому заливу, к нефтебазе:


Фото 1962 года.

Сам «Нефтяник»:



С фотографией старой пристани Ивакино оказалось проще. Не очень показательные фотографии, но нашлись:


Фото 1968 года.

Перевоз на катере прекратился наверно в конце 60-х годов, после чего пристань со стороны Ивакино развалилась и остались от неё только торчащие из воды опоры. Сегодня осталось только название бухточки - «Старая пристань». Да и то мало кто помнит.Эстафету перевозки через канал подхватили частники и за небольшую денежку, копеек 10 с человека, перевозили жаждущих на самодельных деревянных вёсельных лодках. Один из перевозов был у заградворот и заведовал им грек Ставрик, другой – как раз вдоль бывшего маршрута «Нефтяника». Капитаном выступал наш сосед, Тарарин.

Ну и в самом конце эпопеи о мостах немного повторюсь и расскажу о мосте, который планировался быть также невдалеке от Ивакино.Это мост Рогачёвского тракта через канал в районе Глубокой выемки. В проектной документации мост имел №407 и официальное название «Мост Старо-Рогачёвского шоссе». На схеме обозначен около отметки 120:



Для начала надо вспомнить, что же из себя представлял Рогачёвский тракт во времена строительства канала. Это была достаточно важная магистраль, соединявшая село Рогачёво и Москву. Рогачёво «богатое торговое село» - так называли его в 16-18 веках благодаря расположенной недалеко от села пристани на реке Сестре. Это была ближайшая к Москве точка, куда суда могли доставлять товары с Верхней Волги. По Рогачёвскому тракту грузы и товары переправлялись в Москву.К моменту строительства канала актуальность пристани на р.Сестре уже исчезла. Построенная в начале XX века Савёловская железная дорога, соединившая Москву и Большую Волгу, решила вопрос массовой и дешёвой транспортировки грузов с Волги в столицу. Рогачёвский тракт перешёл в разряд второстепенных дорог местного значения. Современное Рогачёвское шоссе только часть Рогачёвского тракта. Оно совпадает с трактом от Рогачёва до Лобни (Краснополянское лесничество). Далее современная дорога поворачивает восточнее и соединяется с Дмитровским шоссе в районе Красной Горки. В былые же времена Рогачёвский тракт шел по трассе д.Пучки – д.Катюшки – д.Клязьма – д.Свистуха – д.Терехово – д.Гнилуши (сейчас г.Долгопрудный) – д.Киреево (снесённая без следа), а далее совпадал с Коровинским шоссе до соединения его с Дмитровским.Канал Москва-Волга разрезал Рогачёвский тракт между деревнями Терехово и Гнилуши. Но мост так и не был построен. Почему? Точного ответа нет, есть только предположения. Напомню, что к 1930-м годам сильная необходимость в Рогачёвке исчезла из-за развития других путей сообщения. Это первое. Второе – строить мост в районе Глубокой выемки очень дорого, сложно и опасно. Ширина выемки по верхнему краю достигает 140 метров, высота от дна канала более 23-х метров. Мост должен быть очень большим. Склоны Глубокой сложены из очень неустойчивых и коварных грунтов – опираться мосту практически не на что. Стоит ли овчинка выделки? Не стоит – посчитали строители.Долго ещё вспоминали ивакинцы непостроенный мост, до 70-х годов. И жалели правобережные деревенские жители, что до цивилизации левого берега, города Долгопрудного, им практически не добраться.

Сейчас невдалеке от запланированного моста Рогачёвского тракта мост таки построили. Это мост новой трассы Москва-Санкт-Петербург:



http://ig-kuv.livejournal.com/45866.html

Оффлайн Илона В.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 807
    • Просмотр профиля
Re: Мосты округи Ивакино. Часть 2
« Ответ #1 : 15 Декабря 2014, 01:11:04 »
Игорь, очень интересно, спасибо! Этим летом, путешествуя на лодке в те края, озадачилась вот этими железяками на берегу. Мост?
Кто ищет, тот найдет!

Оффлайн Игорь Кувырков

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 366
    • Просмотр профиля
Re: Мосты округи Ивакино. Часть 2
« Ответ #2 : 15 Декабря 2014, 18:56:07 »
Это остатки понтонного моста со стороны ивакинского берега.
То же самое, но на 180 градусов развёрнуто:

« Последнее редактирование: 15 Декабря 2014, 18:58:58 от kuv »