Автор Тема: Мосты округи Ивакино. Часть 1  (Прочитано 5783 раз)

Оффлайн Игорь Кувырков

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 366
    • Просмотр профиля
Мосты округи Ивакино. Часть 1
« : 13 Декабря 2014, 20:31:03 »
Небольшое село Ивакино, расположенное в излучине реки Клязьмы, оказалось весьма необычным по количеству мостов, которые там были. Конечно же люди, окружённые с трёх сторон рекой, искали и находили удобные и необходимые пути передвижения.Первым из мостов надо считать пешеходный мостик, связывавший два села на противоположенных берегах Клязьмы – Ивакино и Павельцево. Надо полагать, что этот мостик мог существовать несколько сотен лет. Мостик был жиденький, но позволял легко переправиться через реку не замочив ног. Естественно, что с каждым ледоходом мостик сносило и каждый год его приходилось восстанавливать. Удалось найти фотографию этого мостика версии 1915 года. Скорее всего конструкция мостика и в прежние, более отдалённые времена, была сильно схожей.



Однако чуть позже мог существовать и второй мост, к тому же более крупный. Не только мог, но и должен! Его «следы» находятся на карте 1927 года, составленной по материалам топографических съёмок 1922-1925 годов:



Это именно «следы», поскольку на самой карте мост не указан. Но показана просёлочная дорога от Ивакино, «пересекающая» Клязьму и входящая в Павельцево. И что очень примечательно – в Павельцево успел образоваться застроенный по обе стороны домами проулок. Что означает, что дорога, со стороны Павельцево упирающаяся в реку, на самом деле имела продолжение и достаточно активно использовалась. Как использовалась? К примеру для выезда на Рогачёвский тракт через Ивакино и «Рахмановскую аллею», далее в Москву по сегодняшнему Коровинскому шоссе. Жители Ивакино могли её использовать для короткого подъезда к станции Хлебниково Савёловской железной дороги, построенной к 1902 году. Однако однозначно сказать, что это был мост невозможно. Можно предположить, что в те времена это была просто переправа.Но на карте 1931 года сомнения развеиваются. К этому моменту на просёлочной дороге от Павельцево к Ивакино уже действительно построен мост:



Его наличие подтверждается на весьма детальном плане железнодорожного кольца «3-го участка Глубокой выемки» составленного в 1934 году, рядом с тупиком №12. Там же отлично виден переулок в Павельцево, образовавшийся вдоль дороги, пересекающей реку:



А если внимательно присмотреться к этому плану, то можно заметить, что Ивакино обогатилось сразу двумя мостами – железнодорожными.Но что это за кольцевая железная дорога? И что такое Глубокая выемка? Во время строительства канала Москва-Волга трасса его проходила через водораздел бассейнов рек Клязьма и Химка, представляющий из себя весьма значительные холмы, которые предстояло прорезать руслом и вынуть огромное количество грунта. Но вынутый грунт требовалось чем-то и куда-то вывозить. Поэтому вдоль участка канала, символично названного «Глубокая выемка», были проложены временные ширококолейные железнодорожные пути, которые упирались в «южную» и «северную» свалку. В качестве «северной» свалки были отведены сильно и слабо заболоченные земли вокруг Ивакино. Как минимум на «северной» свалке (а именно она приведена на плане 1934 года) было организовано кольцевое движение – для того, чтобы при прохождении и разгрузке поездов не образовывались пробки (привет МКАД, ТТК и будущий ЦКАД!).

По воспоминаниям моего отца, который застал один из них, это была весьма прочная однопутная конструкция. Чуть выше по течению стояли мощные ледоломы, защищающие опоры моста от весеннего ледохода. Всё было сделано на совесть, из толстых брёвен (шпальных клетей).
Те же три моста видны и на плане от 1935 года:



А к 18 августа 1942 года из трёх остаётся только один, что хорошо видно на немецкой разведывательной аэрофотосъёмке:



Понятно, почему исчез старый мост. После заполнения канала водой уровень в реке Клязьме поднялся на два метра. Река залила свою пойму и ширина Клязьмы на месте старого моста стала такой большой, что пришлось бы строить гигантское сооружение около 150 метров длиной, что по денежным затратам совершенно не соотносилось с важностью просёлочной дороги.Непонятно, почему сломали второй железнодорожный мост, что западней Ивакино. Возможно, что разобрали его в самом начале войны, чтобы не пропустить фашистов на правый берег Клязьмы. После начала войны правый берег Клязьмы превратили в серьёзную оборонительную систему, состоящую из разветвлённой системой окопов, огневых точек и колючей проволоки, растянутой вдоль кромки воды.Возможно, что «западный» мост разобрали сразу по окончании строительства канала, году в 1936-1938, для вторичного использования строительных материалов. С народно-хозяйственноё точки зрения мост был бесполезен – он шёл из ниоткуда в никуда, соединяя поля позади Ивакино с только что насыпанной свалкой грунта на болотине со стороны деревни Яковлево.

Однако следы этого моста, подъездные насыпи, прекрасно видны и сейчас:



Тем не менее, в Ивакино после строительства канала появилось ещё два моста. Совсем небольших. Один из них для деревни был жизненно необходим.Дело в том, что при строительстве канала вдоль его берегов были вырыты так называемые «нагорные канавы». Во время строительства в них направлялась вода, откачиваемая со дна строящегося ложа канала и попадающая туда с дождём, со снегом и из водоносных слоёв только что вскрытых берегов. После строительства нагорные канавы «отрезали» вешние и ливневые воды от канала, не позволяя размыть высокие, крутые и весьма нестабильные берега Глубокой выемки.



Нагорная канава, направленная на север вдоль правого берега канала (на схеме слева), перерезала Ивакино на две части и примкнула к пойме Клязьмы. Северная часть деревни оказалась отрезанной от «материка». (Кстати говоря, при строительстве этой канавы было снесено три деревенских дома). А через канаву был переброшен деревянный мостик шириной метров 10, перекрывающий выемку глубиной метров 5. Я смутно помню этот мостик – с деревянным настилом и деревянными поручнями. Он казался мне очень хлипким – сквозь щели настила была видна «бездна». Поэтому жутко боялся по нему ходить. Однако в конце 1960-х годов внизу канавы положили бетонную трубу диаметром около метра и засыпали землёй вровень с дорогой. От моста не осталось и следа.Второй мостик, через ту же канаву, но в другой части деревни, дожил до сегодняшних дней, превратившись в пешеходный после того, как в середине 1990-х с него свалились пожарная машина и сильно его повредила.


Нагорная канава в действии - весеннее половодье не размывает берега канала, а по канаве направлятся в Клязьму (фото 1960-х годов).

Сильно забежав по времени вперёд, вернёмся к прошлому.Второй канальский железнодорожный мост, тот, что севернее Ивакино, оказался запечатлён и на другом снимке немецкой разведки, сделанном 2 июня 1943 года. И успешно просуществовал до конца войны.



Однако после войны он прожил недолго. Началось строительство Павельцевской нефтебазы, запланированное ещё в довоенное время. Для этого был расширен и углублён участок русла Клязьмы севернее Ивакино, названный позже Павельцевским заливом, а узкий полуостров, образованный Клязьмой и каналом со стороны Павельцево, превратился в остров, названный позже Островом Любви, чтобы следующим с Волги нефтеналивным судам было удобней заходить к причалам Павельцевской нефтебазы. Деревянный железнодорожный мост пришлось разобрать, чтобы суда могли беспрепятственно пройти по Клязьме от канала до Павельцевского залива. Это событие весьма порадовало ивакинских мужиков, которые продали брёвна, оставшиеся от разборки моста, и на вырученные деньги весело погуляли. То есть пропили.Однако связь между берегами Клязьмы требовалась. Хотя бы пешеходная. К тому времени часть жителей Ивакино работали в Москве и самый удобный путь к месту работы лежал по Савеловской дороге, через станцию Хлебниково. И школьники, традиционно посещавшие школу в Котово, теперь были отрезаны от школы только что построенным каналом. Другие школы находились за меньшей водной преградой, Клязьмой – в Павельцево, в Шереметьевской, позже на Нефтебазе. Да мало ли было других потребностей перебраться на другой берег?По воспоминаниям моего отца, примерно в 1951-1952 году года в районе старого моста был какой-то мост, по которому он ходил в школу. В те же времена начали работать бульдозеры, подготавливая выемку в канальских отвалах для подъезда транспорта к берегу Клязьмы.


Выемка в насыпи. Вид с ивакинского берега на Павельцево. За рекой Клязьмой видно продолжение дороги в Павельцево (фото конца 1960-х годов).