Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Алексей Белокрыс

Страницы: [1] 2
1
Макеева М. Парашюты не успели раскрыться // Звёздный бульвар. 2021. № 13. URL: https://zbulvar.ru/wp-content/uploads/2021/04/Zbulvar_13_2021.pdf (дата обращения: 14.04.2021).

Отдельно статью можно прочитать и скачать здесь.

Звёздный бульвар – газета Северо-Восточного административного округа Москвы. Автор-корреспондент была у нас в гостях, получила информацию, что называется, из первых рук. Благодаря этому версия трагедии изложена правильно, без мифических "неснятых заглушек на клапанах" (таких заглушек никогда не существовало) и падения чуть ли не с километровой высоты (увы, только 250 метров: так зафиксировал бортовой барограф).

Головотяпство и некомпетентность, пренебрежение технической дисциплиной и элементарными правилами безопасности ради красивой картинки для начальства, а ещё из страха схлопотать обвинение во вредительстве – всё, чем страдало наше дирижаблестроение (и не только оно), проявилось в этой глупой и обидной катастрофе. Вопреки распространённому мнению, гибель "Десятки" не сыграла роковой роли в судьбе советского управляемого воздухоплавания. Воздушные корабли строили ещё полтора года. Осенью 1938 года закончили "СССР-В9" системы Форланини объёмом 12 тыс. кубометров (будучи полностью готовым, он так никогда и не взлетел). Продолжались работы по "СССР-В11" (25 тыс. кубометров), который всерьёз собирались выпустить на пассажирскую линию Тайшет – Якутск. Правда, к этому времени в Якутск уже вовсю летали рейсовые самолёты, но воздухоплавательное начальство мало интересовалось реальностью: оно годами существовало в собственной вселенной. Конец настал в феврале 1940 года, когда всем стало ясно: продолжать безнадёжное дело нет ни малейшего смысла.

История горькая, показательная и поучительная.


3
В субботу, 3 февраля группа неравнодушных граждан посетила Новодевичье кладбище, чтобы отдать дань памяти экипажу дирижабля.




Фото: Сергей Алексеев (газета "Долгие пруды")




Фото: Сергей Алексеев (газета "Долгие пруды")


Обещанный моб на месте старта дирижабля вчера не состоялся по какой-то невнятной причине.

Городское телевидение выпустило десятиминутный фильм, вот он, если кто не знает:




А в Кандалакше школьники и краеведы сегодня традиционно собирались у мемориальной доски на улице Аэронавтов:



Фото: Владимир Зяблов (Кандалакша)

На сайте журнала "Родина" вышел материал, посвящённый последнему полёту "СССР-В6".

Памятный знак на вершине Небло, пожалуй, заметён снегом по самую макушку. Всё, что можно сказать о том месте – это то, что там сейчас никого нет.

4
Век живи – век учись. Полез я случайно в Википедию и обнаружил, что Герой Советского Союза, в честь которого названа известная наша площадь, – не Собин, а Собинá. Василий Васильевич Собина.

Если так, то и площадь должна быть "[имени] Собины", с ударением на последний слог.

Вот и бюст на его родине:



Отлично видна фамилия.

С другой стороны, во всех наградных документах – Собин. Здесь, например:



И в довоенных документах НКВД он тоже числился как Собин. Кстати, вместе с ещё несколькими сотнями заводчан 17-летний ученик лекальщика и будущий Герой Советского Союза проходил по разряду "лиц, на которых имеются компрометирующие сведения": происхождение родителей подкачало.

Могли они все ошибаться – чекисты, потом военные? Да, могли. Запросто коверкали фамилии, и годами шли фамилии за людьми, а те не всегда и возражали: кому охота с государством лишний раз спорить и вообще дело иметь, особенно если у него на тебя "компромат"? Были и такие, кто значения не придавал: люди совсем недавно вышли из бесфамильного крестьянства, где жили с уличными прозвищами, которые то так, то этак склонялись. Хоть горшком называй, только в печь не ставь.

Но всё же, если была допущена ошибка в названии площади, то как же родственники? Они-то жили-здравствовали ещё долго, и мать, и сёстры. Почему не поправили? Да ведь могли им сказать: память героя увековечена, площадь и школа названы, таблички все повешены, даже именная электричка пущена, статьи в газетах напечатаны, деньги бюджетные потрачены (!), так какого рожна вам ещё надобно? Подумаешь, буква?! Грех жаловаться!

Совершенно ясно, что затевать сейчас историю с переименованием бессмысленно: настолько это неправильное название (если оно неправильное) вошло в обиход, приросло к месту. Опять же: таблички, бланки и т. п. – всё менять? Это ж какие расходы-то?! Но всё равно обидно как-то. Двусмысленность остаётся. В довершение всего, на Белгородчине, где похоронен Собина, наш город называют "Долгопруднинск" (см. "Историческую справку на объект культурного наследия регионального значения: «Могила Героя Советского Союза Собина Василия Васильевича, погибшего в боях с фашистскими захватчиками в 1944 г.»"). "Взаимность", однако!

И, раз уж зашёл такой разговор, то вот об этой известной фотографии пару слов:

.

На ней четыре ордена, в том числе орден Ленина (второй справа на снимке), и медаль "Золотая Звезда". Двух последних наград быть не должно: их вручали при присвоении звания Героя Советского Союза, а его Василий Собин (Собина) получил посмертно. Он умер от ран 8 февраля 1944 года – на следующий день после того воздушного боя, за который и был представлен к награде, а соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР сильно запоздал и вышел лишь спустя шесть месяцев – в августе. Понятно, что надеть ещё не присвоенные орден и звезду при жизни было никак не нельзя. Три других ордена – Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды – вполне реальные.

Я рад бы ошибиться, но здесь, видимо, один из многочисленных случаев "исторического фотомонтажа": кто-то услужливо добавил несуществующие награды позже. Дело было обычное. Из книг и журналов исчезали портреты "врагов народа", а если на снимках они присутствовали не одни, то удалялись при помощи ретуши. Раз так, то почему бы, наоборот, не пририсовать орден и медаль – чтоб герой выглядел по-настоящему, по-геройски?

Жаль, что даже в таких делах, где подвиг и смерть, – годами и десятилетиями живут неточности и неряшливость, ошибки и прямые фальсификации, как с этим фото.

Может быть, родственники Василия есть? Могли бы разъяснить с фамилией.

5
Друзья, мои поздравления с наступившим Новым годом!


Приглашаю на очередную свою лекцию – о дирижаблях, разумеется. Время – понедельник 15 января, 19:00. Место – Московский лекторий Русского географического общества (Новая площадь, дом 10, строение 2, 5 этаж; как добраться). Нужна предварительная запись, которая производится на этой страничке за 4–6 дней.


"Арктика советских дирижаблей"


В 1930-е годы наша страна всерьёз готовилась осваивать Север при помощи дирижаблей. Среди полярных льдов должны были появиться арктические лётные базы, огромные плавучие эллинги. Что произошло, когда грандиозные планы столкнулись с действительностью, чем окончилась эта неизвестная эпопея – я вам расскажу.


Такого вы точно ещё не слышали и не читали никогда. Новое из архивов, в том числе недавно рассекреченных.





Лекция продлится около часа, ещё полчаса отводится на вопросы. Вход свободный, но напоминаю, что запись требуется (если с этим будут проблемы, пишите мне личным сообщением).


6

Коллеги, в начале сентября выходит моя новая книга об истории советского дирижаблестроения вообще и о судьбе "СССР-В6" в частности. Моя версия катастрофы.

Более 500 страниц, около 200 иллюстраций, в том числе редкие и никогда не публиковавшиеся ранее фотографии.



Презентация в городе обязательно будет, дату и время сообщу здесь. Независимо от этого, можно посетить одну из московских презентаций, например, в книжном магазине "Библиоглобус" (предварительно планируется на 19 часов 20 сентября, подлежит уточнению).

Анонс на сайте издательства

7
Сначала надо зарегистрироваться там на сайте. Приготовьтесь немного подождать: модерация может занять до трёх дней.


Голосовать могут и жители Москвы. Для этого им тоже нужно сначала зарегистрироваться, указав в анкете муниципальное образование, к которому относится проект, то есть "Долгопрудный г. о.".

Когда получите подтверждение регистрации, нужно войти на сайт и проголосовать за проект здесь.

8
Спасибо кандалакшским джиперам! Возможно, впервые за полвека на месте гибели "СССР В-6" побывали долгопрудненцы.





Фоторепортаж об основных моментах здесь (листать стрелочкой вправо).

10
Ничего нового, но съёмки уж больно хороши. И без надрыва, без всяких там конспирологий и спекуляций.



11

Заглянул я тут в статью Википедии об "СССР В-6". Оказывается, влез туда недавно какой-то тип и понаписал такого, что глазам больно. Вы только оцените:


построенный на дирижаблестроительной верфи единственного в стране профильной производственной базе

Этот лучший (и по сегодняшний день) в СССР и Российской Федерации аппарат

Дебютный пилотаж судном

действительно сложный по-настоящему ответственный дальнобойный воях

Летя к Мурманску, дирижаблю до поры до времени бороться с отсутствием ориентиров в условиях сильной облачности помогали с земли


И это не говоря уже о чудовищном нагромождении вымысла, ошибок, нелепиц, да просто ЧЕПУХИ. Один только слог чего стоит! Он пьяный писал, что-ли? Или это особенный дар такой?


Нет, коллеги, я не жду ответов. Это риторический вопрос.


Может, кто-нибудь знает его, этого писателя? Ну, чтобы стороной обходить при встрече...


P. S. Я там откатил назад эти правки. Пусть будет по-старому.

12
Тем, кого интересует история гибели дирижабля "СССР В-6", рекомендуем передачу "Последний полёт воздушного гиганта", которая выйдет в цикле "Искатели" на телеканале "Культура" в 18:30 в воскресенье, 20 марта 2016 года.


Своими соображениями поделятся, в том числе, и наши земляки-долгопрудненцы.



13
Вечером 5 февраля, в 19:40 поднялся над лётным полем, покружил пару часов в окрестностях, устраняя девиацию компасов, и взял в 21:50 курс на север. Путевая скорость – 55 км/ч.

В 23:45 прошёл Кимры. Путевая скорость снизилась до 45 км/ч: дул встречный ветер скоростью до 50 км/ч. Командир Гудованцев попросил полтора часа перерыва в радиосвязи, чтобы дать отдых радисту. Штаб перелёта дал два часа.

В 2:45 дирижабль прошёл Бежецк. По-прежнему дул встречно-боковой ветер силой 50 км/ч. В 2:50 Гудованцев радиограммой попросил с 3 до 5 часов перерыв связи.

Около 2:00 на станцию Кола (Мурманск) на специальном железнодорожном составе прибыли баллоны с водородом для подполнения оболочки "В-6". Немедленно начали разгрузку и переброску газа на временный аэродром.

Между тем, судьба начинала свои игры. Ещё днём 5 февраля из Ленинграда на бомбардировщике ТБ-3 вылетела группа Ивана Ободзинского, начальника Московского порта дирижаблей. Им предстояло организовать приём "СССР В-6" в Мурманске. Но самолёт, долетев почти до Медвежьегорска, вынужден был из-за плохой погоды вернуться и заночевать в Петрозаводске.

== Продолжение == 12:30, 06.02.2016 ==

В 5:00 дирижабль пересёк линию железной дороги Ленинград – Красный Холм. Пройдено от Москвы 310 км, осталось до Мурманска - 1230 км. Путевая скорость – по-прежнему низкая, 45 км/ч.

7:35: пройдена железная дорога Ленинград – Вологда в районе станции Бабаево. Скорость 43 км/ч.

Эту радиограмму Москва не услышала, зато её приняли на острове Диксон и передали дежурному Главсевморпути, а тот уже переслал в московский штаб перелёта. Радиосвязь с дирижаблем "поплыла".

В 9:10 прошли Яндозеро.

Тем временем застрявший самолёт ТБ-3 с командой Ободзинского в 7:55 вылетел из Петрозаводска на Мурманск.
 
В Мурманске к 6:00 утра весь водород, прибывший ночью на станцию, уже перебросили на временный ледовый аэродром оз. Кильдин. Туда же перебрасывалось горючее (5 тонн), песок, пожарные лестницы, противопожарное и прочее оборудование. В этой части всё шло нормально, только руководство причальной команды (Ободзинский и товарищи) ещё болталось в воздухе где-то между Петрозаводском и Мурманском. Вся надежда была на то, что они проскочат: без них никто не сумел бы заправить дирижабль и отправить его дальше.

== Окончание == 20:50, 06.02.2016 ==

11:50 – Петрозаводск. Люди высыпали на улицы и оживлённо разглядывали дирижабль. В это время самолёт ТБ-3 с группой Ободзинского уже подлетал к Кандалакше. Сделав круг над городом, "СССР В-6" лёг дальше на курс. Гудованцев радировал в штаб: заготовить в Мурманске 4,5 тонны горючего, ломы, лопаты, бинокли, аэротермометры и прочее оборудование: в Москве в спешке об этом не подумали.

Ободзинскому повезло: непогода пропустила его самолёт, и в 12:30 его группа была уже на Кильдинской площадке.

После Петрозаводска встречный ветер сменился попутным – пошли со скоростью 90 км/ч.  Гудованцев попросил Мурманск заготовить 19 обедов для экипажа, чай, леденцы... Всё предусмотрел, чтобы не терять ни секунды. В 15:35 пролетели Кемь, а в 18:00 шум моторов дирижабля слышали над станцией Чупа.

А дальше... Дальше случилось то, что не даёт покоя пытливым умам уже без малого 80 лет. И скоро мы об этом расскажем. Обязательно.


14
Глядишь, кому и пригодится:

Среднемесячная температура: Мысово (1920–1934) и Долгопрудный (1935-1965)





15
Прилёт немецкого дирижабля был запланирован на сентябрь 1930 года.

По официальной версии, это был «компенсационный визит вежливости»: в прошлом 1929 году «Граф Цеппелин» уже пролетал над Советским Союзом в Японию, совершая кругосветный перелёт, но вопреки ожиданиям советских властей и тысяч простых москвичей прошёл много севернее Москвы, сославшись на погодные условия. Не исключены и политические мотивы, ведь появление суперсовременной воздушной машины над советской столицей могло немало способствовать укреплению развивавшихся советско-германских отношений. Наконец, рекламный полёт был на руку фирме Luftschiffbau Zeppelin – изготовителю и владельцу дирижабля: в перспективе просматривался большой контракт на оказание технической помощи в развитии советского дирижаблестроения.

Для организации встречи в Советском Союзе создали специальный общественный комитет под председательством генерального секретаря Осоавиахима, комбрига Льва Малиновского.

Доктор Хуго Эккенер – командир корабля и одновременно глава Luftschiffbau Zeppelin – был неплохим бизнесменом и умело использовал любую возможность поправить финансовые дела своего дирижабельного предприятия. Поэтому на борту дирижабля, кроме команды и трёх советских представителей, имелись воздушные туристы. Это были, по ироничному определению советской прессы, двадцать «молочных, башмачных, пуговичных и других королей Германии, Англии, Америки, Голландии и Финляндии».

Кроме того, «Граф Цеппелин» вёз в Москву около полутонны почты: пересылка писем и открыток при помощи дирижабля была своеобразной экзотикой, аттракционом, и за эту услугу охотно платили немалые деньги.

Дирижабль вылетел со своей базы во Фридрихсхафене 9 сентября в 8 утра по среднеевропейскому времени (10 часов по Москве). Проследовал через Нюрнберг, Франкфурт-на-Одере, Кёнигсберг, Литву, Латвию (Даугавпилс) и дальше над советской территорией примерно в направлении современной автотрассы М-9 «Балтия».

В Москве «Графа» принимали на Центральном аэродроме имени Фрунзе, на Ходынском поле. Устроили всё необходимое: арки с приветственными надписями на двух языках, сцену для театрализованного представления и концерта, а Наркомпочтель СССР даже открыл временное отделение для приёма дирижабельной почты, которую дирижабль заберёт с собой в Германию. Для этого случая выпустили специальные марки, все письма и открытки гасились почтовым штемпелем с изображением «Цеппелина». Здесь же работала радиостанция Наркомпочтеля, которой предстояло держать связь с дирижаблем на его пути к Москве. Чтобы исключить хаос в эфире, всем остальным советским радиостанциям, а также коротковолновикам-радиолюбителям заранее строго запретили вызывать радиостанцию «Цеппелина» во время его полёта.

Стационарных механизированных приспособлений для причаливания на аэродроме не было – дирижабль принимала на руки швартовая команда из 250 человек, курсантов воздухоплавательных школ. Для отработки с командой посадочного манёвра в Москву загодя прибыл немецкий инструктор Вернер.

Дирижабль ждали в Москве к 16 часам, но ещё накануне стало известно, что он появится раньше – уже в полдень. В начале десятого дежурная вышка Центрального аэродрома передала по громкой связи: «Граф Цеппелин» прошёл Волоколамск. Следуя разработанному сценарию, навстречу ему вылетели два авиационных отряда, несколько истребителей и гражданских самолётов, которые эскортировали воздушного гостя до момента посадки.

Над Москвой дирижабль появился в 10 утра. О его предстоящем прилёте советские газеты сообщили заранее, поэтому десятки тысяч москвичей высыпали на улицы и площади столицы и даже крыши домов, чтобы насладиться невиданным зрелищем. Прежде чем сесть, корабль два часа кружил над Москвой на предельно малой высоте – около 150 метров, демонстрируя себя со всех сторон.

Во избежание беспорядка (как бы не вышло второй Ходынки!) проход на аэродром разрешался только по билетам. Их распространили заранее – сто тысяч штук. Членов ЦК ВКП(б), руководство наркоматов и прочую высокую партийно-советскую номенклатуру впускали без билетов через специальный вход. По отдельным пригласительным билетам синего цвета проходили иностранные дипломаты, были свои особенные билеты у прессы.

Причальный манёвр закончился ровно в 12 часов. Наземная команда сработала исключительно чётко и быстро.



По опустившемуся мостику в гондолу под звуки оркестра поднялись встречающие, в числе которых были начальник ВВС РККА Пётр Баранов, председатель комитета по встрече дирижабля Л. Малиновский, германский поверенный в делах Ф. фон Твардовски. На земле ждали многочисленные партийные и советские чиновники, дипломаты, сотрудники немецкого посольства, журналисты. Высшее руководство СССР от участия в церемонии воздержалось: не по чину.

После обмена протокольными приветственными речами прямо в одном из аэродромных ангаров был устроен торжественный завтрак в узком кругу. Затем Эккенер в сопровождении П. Баранова и начальника Военно-Морских Сил Красной Армии Р. Муклевича отправился на автомобиле осматривать Москву. А гиды «Интуриста» по отдельной программе возили по городу воздушных туристов, тех самых молочных, башмачных и прочих королей.

На аэродроме тем временем десятки и сотни советских чиновников и авиационных специалистов, с любезного разрешения и под присмотром хозяев, осматривали дирижабль изнутри.

Уже в половине пятого «Граф Цеппелин» поднялся в воздух и направился в обратный путь. Членов экипажа на память одарили сувенирами, а Эккенеру «от Осоавиахима» преподнесли серебряную братину с гравировкой (не из тех ли самых экспроприированных церковных ценностей?).

Сталина в это время в Москве не было: поправлял здоровье где-то в Сочи. Увидеть чудо германской техники ему так никогда и не довелось. Жена Надежда Аллилуева написала супругу: «Всех нас в Москве развлёк прилёт Цеппелина, зрелище было, действительно достойное внимания. Глазела вся Москва на эту замечательную машинку. <...> В день прилёта цеппелина Вася [сын, Василий Сталин] на велосипеде ездил из Кремля на аэродром через весь город».

Не обошлось без курьёза, впрочем, небезобидного: по пути в Москву и обратно в районе советско-латвийской границы дирижабль попадал под обстрел с земли. К счастью, заметного вреда дирижаблю выстрелы не причинили. Как советские, так и латвийские пограничники отрицали свою причастность к инциденту, обвиняя противную сторону. В Москве назвали случившееся «наглыми рижскими провокациями», Латвия же, в свою очередь, утверждала, что стреляли точно с советской территории, причём из трёх разных мест. Кто и почему стрелял на самом деле – осталось тайной, похороненной в архивах спецслужб.

Прилёт «Графа Цеппелина» произвёл сильное впечатление на москвичей и стал решающим поводом для запуска всесоюзной кампании по сбору средств на советское дирижаблестроение. Буквально на следующий день центральные газеты пестрели лозунгами: «Над Страной Советов будут летать советские дирижабли! Создадим фонд дирижаблестроения!» Пожертвования полились рекой.



Оперативно отреагировал на сигнал партии и правительства пролетарский поэт Демьян Бедный – выдал скроенное наспех стихотворение «Хороша Маша, да не наша»:

Москва сегодня вверх глазела,
Чуть не свихнула головы.
Стальная птица пролетела
Над сердцем пламенным Москвы.

Немецкий гость на цеппелине
Нам оказал большую честь.
Привет! Спокойно всё ж отныне
Уж мне теперь ни спать, ни есть.

Да мы-то что же? Не из жаб ли?
Ужель покажем рачью прыть?
Хочу, чтоб наши дирижабли
Могли немецкие покрыть!

Обидно стало мне на крыше:
– Воздушных нам бы кораблей,
Да чтоб они быстрей и выше...
...Вношу на стройку СТО РУБЛЕЙ!


Но, видимо, взнос был не столь велик. Наблюдательная Надежда Аллилуева сообщила мужу в письме: «По поводу стих[отворца] Демьяна все скулили, что мало пожертвовал, мы отчислили однодневный заработок».

Ну а дальше... начиналась уже другая история!

Страницы: [1] 2